История самовара на Руси, его происхождение
Чаепитие за самоваром — отличительная черта русского традиционного быта. Самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, семейный уют и достаток. Его передавали по наследству, он входил в девичье приданое. Он красовался на самом видном месте в доме, занимал почетное место на столе.
Когда появился первый самовар
История русского самовара уходит в далекое прошлое. По легенде самовар привез в Россию из Голландии Петр Первый. Но по документальным свидетельствам он появился спустя полвека после его смерти. Происхождению самовара мы обязаны чаю, который в конце 16 века появился в России. Его популярность быстро росла, к 19 веку на Руси чай считался самым популярным напитком.
Уже в 18 веке в Туле и на Урале появились самовары-кухни и сбитенники, в которых из меда, трав, воды и пряностей варили сбитень. Первое упоминание о самоваре встречается в описи имущества Онежского монастыря, датированной 1746 годом. Родиной самовара называют Тулу, но некоторые историки не исключают, что первые самовары начали делать на одном из уральских заводов: Иргинском, Троицком или Суксунском. В исторических документах, которые хранятся в Госархиве, описывается медный луженый самовар заводской работы, весом 16 фунтов. Согласно проведенным исследованиям доказано, что он был сделан иргинскими умельцами в 1738-1740 г.
В 19 веке был выпущен керосиновый самовар, на фабрике братьев Черниковых стали выпускать самовары с боковой трубой, это совершенствование ускорило процесс кипения, усилило движение воздуха. К 1812 году завод Петра Силина в Подмосковье считался самым крупным предприятием по производству самоваров. Ежегодно выпускалось 3000 штук. Но к 1820 году Тула стала лидировать в самоварном производстве. За тридцать лет там открылось 28 фабрик, ежегодно выпускающих 120 000 самоваров.
Возникновение самоваров породило модели разных форм. Были популярны яйцевидные самовары с петлеобразными ручками, некоторые модели напоминали древнегреческий сосуд, вазы с ножками в виде львиных лап, что выглядело очень торжественно. Изготавливали и дорожные модели со съемными ножками. Они были прямоугольной, многогранной, кубической формы. Их можно было брать с собой на пикник, в поход, в путешествие.
На 19 век приходится расцвет самоварного дела в России. Каждая фабрика пыталась создать свой, непохожий на другие самовар. Появились шарообразные, гладкие, конические, граненые самовары. Объем тоже были разный, доходил до 20 литров. В народе самовары называли по их форме: пламя, репка, ваза, дуля, желудь, пасхальное яйцо.
В 20 веке самовару была отведена только одна роль — кипячение воды и подача к чайному столу. Выделились три формы: коническая, цилиндрическая, сферическая приплюснутая. Конструкции ручек, кранов, конфорок, ножек стали разнообразнее. В 1912 году количество выпускаемых самоваров в Туле достигла 660 тысяч штук в год. История самоваров в годы гражданской войны была прервана, поскольку выпуск самоваров был временно приостановлен. Позже он возобновился. Спустя годы, уже в советское время стали выпускать электрические самовары.
Производство первых самоваров
Процесс изготовления самоваров был очень сложен, он составлял 12 этапов. Весь процесс был разделен на определенные операции, каждый мастер выполнял свою работу. В производстве участвовали семь специалистов:
- Наводильщик. Он сгибал и спаивал медный лист, выделывал из него соответствующую форму. За неделю он мог сделать 6-8 заготовок.
- Лудильщик. В его работу входило вылуживание оловом внутренней части самовара. В день он мог сделать 60-100 штук.
- Токарь. Он точил и полировал самовар с помощью специального станка, который вертел рабочий (вертельщик). В день получалось сделать до 12 штук.
- Слесарь. Изготавливал комплектующие (краны, ручки, ножки).
- Сборщик. Из отдельных частей он собирал самовар, припаивал ножки, краны. За неделю он собирал до 24 самоваров.
- Чистильщик. Этот рабочий мог очистить до 10 самоваров в день.
- Токарь по дереву. Занимался изготовлением деревянных шишечек к крышкам.
Детали делали по домам, только сборка и отделка проходила на фабриках. Порой в целой деревне изготавливали одну деталь для самовара, раз в неделю детали собирали и везли на лошадях на фабрику для сдачи.
Самовары продавались на ярмарках. Специальные самоварные ряды были организованы на знаменитых ярмарках: Нижегородской и Макарьевской. В начале июня туляки отправляли самовары в Нижний Новгород. На лошадях товар добирался до Алексина, затем по Оке их водный путь лежал до Нижнего Новгорода. Такая доставка была наиболее выгодной. Продавались самовары на вес, сделанные из красной меди стоили дороже, чем модели из латуни. Чтобы запросить большую цену, торговцы прибегали к хитростям: заливали в самовар свинец, вставляли чугунную решетку.
Почему чай из самовара такой вкусный
Тот, кто хотя бы раз попробовал чай из настоящего русского самовара, убедился в том, что чай из самовара намного вкуснее. Почему? Ответ оказывается прост. В электрическом чайнике вода слишком быстро закипает, разрушая структуру воды, становясь бесполезной, а при многоразовом кипячении вредной. Переворачивая чайник, в чай попадают вредные вещества, которые собираются на дне. Носик самовара расположен выше уровня скопления тяжелой воды, поэтому можно получить полезную воду, мягкую и вкусную. Сверху у самовара есть конфорка, на которую ставят заварочный чайник. Он не кипятится, но находится в тепле, настаиваясь.
Самые необычные самовары в истории
Сейчас самовары того времени можно увидеть только в музеях. Были самовары, выполненные из меди, стали, латуни, мельхиора, реже из серебра. Для императора Александра Первого был изготовлен изысканный самовар, который теперь хранится в музее Московского Кремля. Он был украшен накладными элементами в виде львиных голов, колпачок-заглушка была в виде фигурки ангела, а кран имел голову хищной птицы.
Для детей императора Николая Второго в 1909 году в Туле изготовлено пять маленьких самоваров, объемом в один стакан. Каждый был своей формы: в форме вазы, в форме рюмки, в виде античного сосуда, в форме шара, греческой амфоры. Все они сохранены в музее, находятся в рабочем состоянии. В Оружейной палате можно полюбоваться на самовар, изготовленный из прозрачного кварца.
В 1922 году на одной из фабрик в Туле был изготовлен самый большой самовар. Он вмещал 250 литров воды и весил 100 кг. Его преподнесли председателю ВЦИК Калинину. Вода горячей сохранялась в нем два дня, хотя на подогрев нужно было потратить около 40 минут. Стоит отметить и самый маленький самовар в истории. Его размер 1 мм, он состоит из 12 деталей, изготовлен из золота.
На сегодняшний день самыми дорогими самоварами считаются самовары мастерских Фаберже. Для их производства использовалось серебро, золото. Применялись уникальные техники чеканки, литью.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМОВАР ПОЯВИЛСЯ В РОССИИ?
Давай-ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
Александр Блок, «На улице — дождик и слякоть»
То, что называется самоваром по-русски, звучит так же на всех возможных языках. И даже персидские и турецкие аналоги этого устройства, название которых звучит как samover, происходят от русского самовара.
Вообще приспособления для нагревания разных продуктов существовали с глубокой древности в самых разных культурах. Например, в японской и китайской кухне были и есть специальные подогреватели — «хого», как их называют китайцы. Однако они использовались не для кипячения воды и заваривания чая (а самовар — это про чай, как мы считаем), а для приготовления самых разных блюд. Такова была и остается специфика дальневосточной кухни: готовить многие блюда быстро, на глазах гостей, буквально за обеденным столом.
Чтобы дать исчерпывающий ответ про русский самовар, обратимся к авторитету Федора Михайловича Достоевского. Конечно, он не был специалистом по самоварам и не занимался историей техники XIX века, но художественные материи иногда имеют особую историческую чувствительность. В романе Достоевского «Подросток» есть замечательная фраза: «Самовар есть самая необходимая русская вещь, именно во всех катастрофах и несчастьях, особенно ужасных, внезапных и эксцентрических».
Так кáк и когда появилась эта самая необходимая русская вещь? Мы называем самоваром некий сосуд с нагревательными элементами, необходимый для кипячения воды и последующей заварки чая. А для чая ли был предназначен самовар с самого начала? Очень правильный вопрос.
Исследователи отмечают три места, которые претендуют на почетное звание родины русского самовара: Тульские заводы Лисицыных, Суксунские заводы Демидовых (современный Пермский край) и Иргинский завод (ныне Свердловская область). Известен очень интересный документ, где рассказывается о случае на екатеринбургской таможне 1740 года. В числе реквизированных товаров, которые перечислила таможня, значился «самовар медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы», а именно работы Иргинского завода.
Интересно, что на Иргинском заводе преимущественно работали беглые или переселенные старообрядцы из Нижегородской губернии и Пензенского края. А старообрядцы к чаю, как, впрочем, и к курению табака и даже шахматам, относились крайне негативно. Так что изъятый на таможне самовар вряд ли предназначался для чая. Что же тогда готовили с его помощью? Сбитень — старинный славянский напиток, состоящий из воды, меда и различных приправ.
В дальнейшем самовар приспосабливался к новой для России чайной культуре и соответственно модифицировался. Самовар обзавелся шарообразным съемным туловом, конусовидной трубой для тяги, стационарным поддоном с ножкой, где крепилась жаровня для углей. Эти технические подробности отсылают нас к другой культуре подогрева воды — английской. В Англии были известны похожие сосуды, причем в то же самое время, в середине XVIII века. Они назывались «чайными урнами» (tea urns) или «чайными сосудами» (tea vessels). Так что у русского самовара есть вот такой конкурент, и сложно сказать, кто у кого заимствовал идею такого способа подогрева воды для чая и заимствовал ли вообще.
Самовар изменился, и даже появились самовары в виде глубоких чаш на ножках с трубой, которые использовали не для чая, а для приготовления пищи в целом — привет китайским хого. И к концу XVIII века самовар стал таким, каким мы видим его сейчас: трубой-жаровней, как правило, в виде кувшина, с впаянными в корпус поддувалами, поддоном, краном, ручкой, держателями, конфорками, крышками, колпачками, заглушками — весьма сложной конструкцией. С течением времени появлялись разные модификации самовара, в том числе более безопасные, которые сводили риск возгорания к минимуму. Самовары изготавливались из меди и ее сплавов — латуни или томпака. XIX век и начало XX века были временем замечательного развития самоварных технологий и самоварного дизайна в России. Многие самовары того времени стали шедеврами инженерной мысли и художественного оформления.
В 1919 году в Туле было организовано даже государственное объединение самоварных фабрик, если так можно сказать самоварный трест. А с появлением электричества система нагревания воды в самоваре перешла на «электрическую тягу», самовары стали электроприборами, однако сохранили свой внешний вид и функционал.
В целом, самовар прочно вошел в русский быт и долгое время был олицетворением семейного очага, центром притяжения семейной жизни. Что примечательным образом отразилось не только в отечественной культуре. Любопытно, что во французском дубляже известного мультфильма студии Walt Disney «Красавица и Чудовище» живой чайничек, который в оригинале звался «госпожа Чайничек» (Mrs Potts), именуется Madame Samovar. У этого персонажа особая роль, она — заботливая хозяйка и мать, и даже к Белль относится с материнской нежностью, искренне опекает ее. И чтобы подчеркнуть эту семейную душевность героини, французские локализаторы использовали именно слово «самовар».
Давай-ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
Александр Блок, «На улице — дождик и слякоть»
То, что называется самоваром по-русски, звучит так же на всех возможных языках. И даже персидские и турецкие аналоги этого устройства, название которых звучит как samover, происходят от русского самовара.
Вообще приспособления для нагревания разных продуктов существовали с глубокой древности в самых разных культурах. Например, в японской и китайской кухне были и есть специальные подогреватели — «хого», как их называют китайцы. Однако они использовались не для кипячения воды и заваривания чая (а самовар — это про чай, как мы считаем), а для приготовления самых разных блюд. Такова была и остается специфика дальневосточной кухни: готовить многие блюда быстро, на глазах гостей, буквально за обеденным столом.
Чтобы дать исчерпывающий ответ про русский самовар, обратимся к авторитету Федора Михайловича Достоевского. Конечно, он не был специалистом по самоварам и не занимался историей техники XIX века, но художественные материи иногда имеют особую историческую чувствительность. В романе Достоевского «Подросток» есть замечательная фраза: «Самовар есть самая необходимая русская вещь, именно во всех катастрофах и несчастьях, особенно ужасных, внезапных и эксцентрических».
Так кáк и когда появилась эта самая необходимая русская вещь? Мы называем самоваром некий сосуд с нагревательными элементами, необходимый для кипячения воды и последующей заварки чая. А для чая ли был предназначен самовар с самого начала? Очень правильный вопрос.
Исследователи отмечают три места, которые претендуют на почетное звание родины русского самовара: Тульские заводы Лисицыных, Суксунские заводы Демидовых (современный Пермский край) и Иргинский завод (ныне Свердловская область). Известен очень интересный документ, где рассказывается о случае на екатеринбургской таможне 1740 года. В числе реквизированных товаров, которые перечислила таможня, значился «самовар медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы», а именно работы Иргинского завода.
Интересно, что на Иргинском заводе преимущественно работали беглые или переселенные старообрядцы из Нижегородской губернии и Пензенского края. А старообрядцы к чаю, как, впрочем, и к курению табака и даже шахматам, относились крайне негативно. Так что изъятый на таможне самовар вряд ли предназначался для чая. Что же тогда готовили с его помощью? Сбитень — старинный славянский напиток, состоящий из воды, меда и различных приправ.
В дальнейшем самовар приспосабливался к новой для России чайной культуре и соответственно модифицировался. Самовар обзавелся шарообразным съемным туловом, конусовидной трубой для тяги, стационарным поддоном с ножкой, где крепилась жаровня для углей. Эти технические подробности отсылают нас к другой культуре подогрева воды — английской. В Англии были известны похожие сосуды, причем в то же самое время, в середине XVIII века. Они назывались «чайными урнами» (tea urns) или «чайными сосудами» (tea vessels). Так что у русского самовара есть вот такой конкурент, и сложно сказать, кто у кого заимствовал идею такого способа подогрева воды для чая и заимствовал ли вообще.
Самовар изменился, и даже появились самовары в виде глубоких чаш на ножках с трубой, которые использовали не для чая, а для приготовления пищи в целом — привет китайским хого. И к концу XVIII века самовар стал таким, каким мы видим его сейчас: трубой-жаровней, как правило, в виде кувшина, с впаянными в корпус поддувалами, поддоном, краном, ручкой, держателями, конфорками, крышками, колпачками, заглушками — весьма сложной конструкцией. С течением времени появлялись разные модификации самовара, в том числе более безопасные, которые сводили риск возгорания к минимуму. Самовары изготавливались из меди и ее сплавов — латуни или томпака. XIX век и начало XX века были временем замечательного развития самоварных технологий и самоварного дизайна в России. Многие самовары того времени стали шедеврами инженерной мысли и художественного оформления.
В 1919 году в Туле было организовано даже государственное объединение самоварных фабрик, если так можно сказать самоварный трест. А с появлением электричества система нагревания воды в самоваре перешла на «электрическую тягу», самовары стали электроприборами, однако сохранили свой внешний вид и функционал.
В целом, самовар прочно вошел в русский быт и долгое время был олицетворением семейного очага, центром притяжения семейной жизни. Что примечательным образом отразилось не только в отечественной культуре. Любопытно, что во французском дубляже известного мультфильма студии Walt Disney «Красавица и Чудовище» живой чайничек, который в оригинале звался «госпожа Чайничек» (Mrs Potts), именуется Madame Samovar. У этого персонажа особая роль, она — заботливая хозяйка и мать, и даже к Белль относится с материнской нежностью, искренне опекает ее. И чтобы подчеркнуть эту семейную душевность героини, французские локализаторы использовали именно слово «самовар».
300 лет русскому самовару: Как появилось в России это мудреное приспособление
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Но, как бы там ни было, русское слово “самовар” перекочевало во многие страны и это приспособление называют – “samovar” и англичане, и французы, и испанцы, и итальянцы, да, впрочем, и турки называют его – “semaver”.
Античный самовар Древнего Рима
Похожие приспособления были известны еще в доисторические времена. К примеру, древние люди, желая согреть жидкость, бросали в емкость с водой раскаленный большой камень, в результате чего вода практически мгновенно закипала.
Позже, во времена античности, в Древнем Риме появилась конструкция, напоминающая самовар, – аутепса. Она представляла собой высокий кувшин, внутри которого помещали жаровню для раскаленных углей, согревающих воду. В этом же устройстве можно также было охлаждать напитки в знойные дни, и для этого вместо угля использовался лед. Аутепса имела большое достоинство в том, что ей не нужен был внешний огонь, так как обогрев шел изнутри.
Китайский самовар «Хо-Го»
Аналогичное древнейшее приспособление существует и в Китае. Глубокая чаша со встроенной трубой и поддувалом – вот что представляет собой знаменитый китайский прототип самовара, именуемый «Хо-Го». Они бывают металлическими и фарфоровыми, и подают в них, как правило, суп или кипящий бульон.
Велика вероятность того, что именно вместе с чаем в Россию из Китая в 16 веке пришел и «Хо-Го». Но этого достоверно сейчас никто не знает. Ведь история происхождения русского самовара весьма запутана и противоречива.
Когда появился первый самовар на Руси
По одной из легенд на Руси самовар впервые появился в период правления Петра Великого. Так как император частенько бывал в странах Европы и откуда привозил множество идей и интересных предметов, поговаривали, что именно он привез это диковинное приспособление из Голландии.
Однако если верить историческим летописям, то самовар появился на Руси уже после смерти Петра. И впервые его создали не в Туле, как принято считать, а на Урале в 1740 году. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь шестью годами позже. С появлением самоваров на Руси в 16 столетии появился и чай, ставший весьма популярнейшим напитком к началу 19 века.
Массовое производство в России чудо-приспособления
Но как бы там ни было, именно реформы Петра повлекли за собой развитие металлургической промышленности в России и уже в первой половине 18 века массово начали выпускать медные чайники с ручкой. Потом казаны с трубами и поддувалами, называемыми – «сбитенниками», ставшие впоследствии прототипом русского самовара.
Само же производство самоваров – дело тонкое и трудоемкое. В разные годы их изготавливали из разных металлов. Самые первые были медные и мельхиоровые, а позже латунные. Но в музеях встречаются самовары и из драгоценных металлов — золота, серебра и даже из чистого кварца.
Формы самоваров также были очень различны, и в одной только Туле их насчитывалось более ста пятидесяти видов. Популярными были яйцевидные самовары, а также модели напоминающие древнегреческий сосуд. Пользовались спросом и дорожные модели со съемными ножками. Они были прямоугольной, многогранной, кубической формы. Их можно было брать с собой на пикник, в поход, в дальнюю дорогу.
Для детей императора НиколаяII в 1909 году тульские мастера изготовили пять маленьких самоварчиков, объемом в один стакан. “Каждый был своей формы: в форме вазы, в форме рюмки, в виде античного сосуда, в форме шара, греческой амфоры”. Все они сохранены в музее и находятся в рабочем состоянии.
Что касается названия, то и здесь есть было множество вариантов, в зависимости от местности. Так в Ярославле это -“самогар”, в Курске – “самокипец”, вятичане же величали – “самогрей”. Но везде прослеживалась одна идея предназначения медного друга – «сам варит».
Широко были распространены самовары объемом в 3-8 литров, хотя производились и более объемные – на 12-15 литров. Из-за сурового климата в России такие самовары быстро вошли в моду, та как из них не только можно попить кипятку, а и обогреть жилище. Поэтому и стал самовар таким популярным среди русского народа, невзирая даже на немалую стоимость. И что интересно, цена этого уникального приспособления определялась его весом. Чем тяжелее был самовар – тем дороже.
Самовар – душа каждого дома
Из-за своей практичности самовары очень быстро стали популярны на Руси. В богатых домах красиво украшенный самовар считался предметом роскоши и гордости. А простенькие и не сильно дорогие самовары также вошли почти в каждый крестьянский дом, где передавались по наследству – из поколения в поколение.
Самовар настолько облегчил заваривание чая, что стал незаменимым помощником в хозяйстве. Теперь уже не было нужды топить печь, чтобы нагреть кипятка. И при том это занимало всего совсем не много времени. Да и нагретая вода в самоваре, долгое время не остывала.
Русский традиционный быт всегда славился чаепитием за самоваром, который считался олицетворением достатка, семейного уюта, благосостояния. Он был незаменимым атрибутом в девичьем приданом, передавался как реликвия по наследству. А в доме занимал самое видное и почетное место. И всегда был центром любого праздничного стола, а так же тихих посиделок за чаем с баранками.
Чаепитие и самовар на картинах русских мастеров и в литературных произведениях писателей
Этот добрый толстый “друг” был вне всяких сословий, он был в почете и у простого крестьянина, и у царя-батюшки. Под “пыхтение” самовара слагали стихи, пели песни, водили хороводы и решали дела государственной значимости. Медный блестящий самовар и по сей день живет в литературных произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. А также на полотнах русских художников классиков.
“Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придает столько тепла и уюта домашнему очагу. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия… Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях.”
А еще вспомнились удивительные строки о самоваре, написанные русским поэтом Владимиром Степановым, в средине прошлого века.
Самовар раздула Тула-
Тула — Родина моя —
Белой скатертью взмахнула
От Заречья до Кремля.
Самовар гудит
И топчет тропку в небо белый дым.
Где б ты ни был днем ли, ночью –
Словно дома рядом с ним.
Он гудит в лесной избушке,
В городах, среди степей…
Из него нередко Пушкин
Чаем потчевал друзей.
Полководец, князь Суворов
За собой его возил.
Самовар наш нюхал порох,
Видел крепость Измаил.
Он гудит не уставая
Двести лет уже подряд,
Самовар – душа живая –
Друг веселью, сказке брат.
Теплым светом, добрым светом
У него горят бока.
Видно взгляд умельца это
К нам дошел через века.
Видно мудрое свеченье.
Это – сердца доброта.
Это – мастера уменье.
Вдохновенье, красота.
Самовар гудит и тянет
От него теплом сосны.
Всей земле тепла достанет,
Сказок, песен, тишины…
Глядя на полотна живописцев и читая произведения писателей, понимаем, что самовар истинно русское детище, занимающее особое место в истории культуры России. Однако глубоко почитаем самовар и в других странах, где в знак признания ему возведено множество памятников.
Но, к сожалению на сегодняшний день самоварное дело в России претерпело большие изменения. Производство самоваров сильно упростилось, да и производителей практически не осталось. А настоящие ценные экспонаты можно увидеть в частных коллекциях и в музеях страны.
Не менее увлекательна история о возникновении русских матрешек , имевших своих прототипов – древнеегипетских мумий.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История самовара
Ночная прелюдия уютного летнего вечера, люди разбегаются по домам, чтобы развеять усталость и насладиться полуночной тишиной после сумбурного дня. Вечерний сад навевает лёгкую прохладу, незаметно и вкрадчиво заполняя дома ароматами зелени. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия. Это частичка каждого из нас, воспетая литературными классиками. Медный блестящий самовар и по сей день живёт в произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. Испокон веков, самовар, как старый добрый друг, привлекает своей теплотой и гостеприимством. Откуда же начинается история самовара?
Однозначно, самовар истинно русское детище, занимающее особое положение в культуре чая в России. Удивительно – насколько он распространён, настолько и загадочен. И правда, далеко не каждый знает, когда и где запыхтел первый водогрейный для чаю сосуд. А ведь история самовара, в самом деле, уникальна и почти не исследована.
Что касается происхождения слова «самовар», – даже здесь мнения историков расходятся. Разные народы на Руси аппарат называли по-разному: в Ярославле это «самогар», в Курске – «самокипец», по-вятски же его величали «самогрей». Прослеживается общая идея предназначения медного друга, «сам варит». Другие же исследователи находят подтверждения татарского происхождения от слова «снабар» (чайник). Но у этой версии меньше приверженцев.
Версии происхождения самовара
Где искать ответы на вопрос о происхождении самовара и его создателе? К сожалению, точных ответов найти не представляется возможным. Историки полагают, что русский самовар, синоним нашего гостеприимства и непременный атрибут русского чаепития, берёт начало из древних цивилизаций. Но это, опять же, версии.
1. Античный самовар Древнего Рима
Если верить одной из версий, корни самовара уходят куда глубже, чем кажется. Они произрастают из места, куда ведут все дороги на Земле – Древнего Рима. Археологи обнаружили приборы, работающие по принципу русского самовара. Невероятно, но напитки из самоваров пили римляне ещё во времена античности. Аутепса — так назывался античный самовар. Довольно простое, но, тем не менее, оригинальное и крайне полезное изобретение устроено следующим образом: внешне аутепса представляла собой нечто похожее на высокий кувшин, внутри которого находились две емкости, для угля и для жидкости. Раскалённый уголь подавался через отверстие сбоку, а жидкость наливалась с помощью черпака. В этом же устройстве можно было охлаждать напитки в жаркие дни, для этого вместо угля использовался лед.
2. Китайский самовар 火锅 «Хо-Го»
中国火锅 - китайский хого
Аналогичное приспособление существует и в Китае. Глубокая чаша на поддоне, снабжённая поддувалом и трубой – вот что представляет собой знаменитый китайский прототип самовара, именуемый «Хо-Го». Изготавливают «Хо-Го» из металла и фарфора. В них, как правило, подают суп или кипящий бульон. Возможно, происхождение самовара, как и появление чая в России, обязано Китаю, и прообразом русского самовара является китайский «Хо-Го».
Появление на Руси – из истории самовара
Существует легенда, по которой самовар появился в России благодаря Петру I – он привёз его из Голландии, как диковинное и новаторское приспособление.
Есть и другая версия, согласно которой родиной самовара является даже не Тула, а Урал, а создателем его – тульский кузнец Демидов. Отправившись в далеком 1701 году в поездку на Урал, промышленник Демидов вместе с искусными медных дел мастерами положили начало династии самоваров.
История самовара витиевата и неоднозначна. О появлении первого самовара согласно документально подтвержденным данным известно следующее: в 1778 году, в городе Тула, на улице Штыковой, два брата Лисицины начали первое производство самоваров. Поначалу, это было небольшое заведение по изготовлению самоваров. Именно благодаря ему Тулу зачастую считают родиной русского самовара.
Как же тогда быть с другими историческими документами, покоящимися на полках Государственного архива Свердловской области? Дело в том, что один из них, засвидетельствованный таможенной службой Екатеринбурга 7 февраля 1740 года, подтверждает версию о более раннем появлении самовара. Согласно описи конфискованного имущества Демидова, оно включало, кроме шести кадушек мёда и кулей орехов, медный самовар. А дословно: «Самовар медный, лужёный, весом 16 фунтов, заводской собственной работы». Официально зафиксированное появление самовара в Туле и его распространение на Урале разнятся почти в сорок лет. По сей день остаётся открытым вопрос из истории самовара – Тула или Урал стали родиной русского самовара?
Из истории появления самовара
Получается, что в 1730-1740 годах самоварами пользуются на Урале, и только позже – в Туле, Москве и Петербурге. В XIX веке самоварное дело распространяется за пределы больших городов и наблюдается в Вятской, Владимирской и Ярославской губерниях. К 1850 году во всей России насчитывалось 28 самоварных мастерских. В год производилось около 120 тысяч медных самоваров. Самовары делали на усмотрение и по желанию заказчика: от большого до малого, сувенирные, декорированные, в виде ваз, банок, рюмок, бочонков, шаров, даже дулей. Фантазия ремесленников и кошелёк заказчика не знали пределов. Внешний облик самовара трансформировался в ногу со временем, модой и укладом жизни людей. В следующих выпусках нашего блога обязательно опубликуем историю самовара в картинках.
Чаепитие и самовар – понятия неразделимые!
Пройдя по страницам истории самовара, вглядитесь в себя. Что для нас значит самовар? Как он полюбился и стал синонимом русского гостеприимства и великодушия?
Какое чаепитие без самовара! Пузатый и дымящийся, важный и блестящий, самовар стал центром праздничного застолья и незаменимым атрибутом русского чаепития. Неспешный и гостеприимный самовар создавал дружелюбную атмосферу и располагал к беседе. Этот добрый друг был вне сословий, он был в почёте и у бедняка, и у царя. Под пыхтенье самовара слагали стихи, пели песни, водили хороводы и решали дела государственной значимости. Самовар воспевается в русских народных песнях, о нём сложились пословицы: «С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее», «Где есть чай, там под елью рай». Самовар стал незаменимым помощником чаёвника, значительно облегчив процесс заваривания чая. Отпала необходимость топить печь, чтобы накипятить воды, с самоваром это занимало несколько минут и превратилось не в ежедневный труд, а в традицию чаепития. Вода остывает долго, чай в самоваре заваривается лучше, да и получается намного вкуснее!
Владимир Стожаров “У самовара”
Самовар совершенно бессознательно стал частью культурного наследия русских людей. Причём ни один иностранец не сможет понять, почему к столь простому и незатейливому предмету быта, самовару, в нашей стране относятся так бережно, со всей душой. Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придаёт столько тепла и уюта домашнему очагу. Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях. Ни одно городское европейское кафе не сможет повторить все это, потому что это память, живущая в сердцах.
История самовара от истоков до советских времен
История самовара как символа русского быта
Уютный, летний вечер, приятная тишина сада, легкая прохлада, аромат зелени, гармонично сливающийся с терпким запахом горящей древесины пыхтящего самовара, который велит накрывать на стол и заваривать удивительный чай. Медный и блестящий «добрый друг» издавна привлекает теплотой и гостеприимством. Став негласным символом России, самовар сегодня выполняет важную миссию, повышая интерес к культурному наследию, хранящему богатство традиций. Откуда же начинается загадочная и уникальная история самовара?
Агрегат своим появлением обязан чаю, для заваривания которого требовалась горячая вода. В Древней Руси обычно пили мед, квас, пиво, сбитень, но «восточный гость», завезенный из Китая в XVII в., нарушил сложившиеся традиции. Первое чаепитие состоялось в 1638 г. при царском дворе. Изначально бодрящий напиток с приятным вкусом и ароматом употребляли только в знатных домах, да и то в качестве лекарства. Но уже с начала XIХ в. чай получил статус русского национального напитка.
Как возникли первые самовары
Много легенд ходит о том, кто завез в Россию первые самовары. Имеет место версия, по которой диковинный агрегат привез из Голландии Петр I. Но большинство историков полагают, что самовар однозначно исконно русское изобретение, берущее начало из древних цивилизаций. В Древнем Риме археологами найдены приспособления для подогревания напитков или охлаждения – аутепса (античный самовар), конструктивные признаки которого сходны с русской «чайной машиной». Аналогичное устройство существовало и в Древнем Китае. Металлический или фарфоровый Хого, в котором подавали бульон, также вполне мог стать протопопом русского самовара. Хотя и на родине были устройства, претендующие на роль прародителя самовара. Русские умельцы потихоньку приспосабливали для нагрева воды чайник для сбитня (напитка из лекарственных трав, мёда). Не менее интересное устройство использовали в походных условиях – самовары-кухни, на которых и еда готовилась, и вода кипятилась. Точно можно сказать, что к концу XVIII ст. в России окончательно сформировался принцип работы угольного самовара, а внешний вид агрегата стал частью декоративно-прикладного искусства.
Самовары (XVIII-XIX век) на любой вкус и достаток
Что касается названия «самовары», век которых приходится на 40-е годы XVIII ст., то мнения историков и здесь расходятся. Ведь именно в то время в письменных свидетельствах впервые встречается слово, касающееся русской водогрейной машины. Одни считают, что название происходит от идеи – «сам варит», другие же связывают происхождение с татарским словом «снабар», что значит чайник. Любителей же чая нередко называли самоварниками, а вместо «пить чай» употребляли глагол «самоварничать».
Поскольку в те времена самовар делали из меди, латуни, по некоторым данным, первые образцы появились там, где была развита металлодобыча, то есть на Урале. Тульский кузнец-промышленник Н. Демидов, отправившись в поездку в 1701 г. вместе с искусными медных дел мастерами, основал Суксунский завод, чем положил династию уральских «чайных машин». Исторические факты свидетельствуют, что таможенной службой Екатеринбурга в 1740 г. при описи имущества Демидова зафиксирован медный самовар весом 16 фунтов, собственной заводской работы. И, хотя, до сих пор идет спор, где запыхтел первый водогрейный сосуд в Туле или на Урале, существует мнение, что производство самоваров было основано одновременно.
Официально также зафиксировано, что первый тульский самовар выполнен в 1778 г. братьями Лисицыными на небольшой самоварной фабрике, открытой на основе старинного производства медной посуды. К середине XIX ст. в Туле насчитывалось не менее 80 действующих самоварных предприятий, продукция которых высокого ценилась, проникая во все уголки России, а город заслужил статус «самоварной столицы».
Учитывая, что изначально цены на чудо-агрегат были довольно высоки, самовар считался посудой для высших сословий общества. Соответственно и требования к внешнему виду предъявлялись самые высокие. Как предмет быта устройство должно было удовлетворять строгие вкусы аристократии, вписываться в стилистику интерьеров, которая достаточно часто подвергалась изменениям в архитектуре. Тульские умельцы изобрели более ста видов самых разнообразных форм: рюмки, шары, вазы, петухи, тюльпаны и даже паровозы. Самовар обязательно дополнялся красивыми аксессуарами, а на агрегат часто одевалась и для украшения, и для сохранения тепла кукла-грелка.
К работе над дизайном самовара привлекались именитые художники, разрабатывающие и роспись, и внешний вид агрегата. Серебряные и позолоченные самовары, созданные в мастерских К. Фаберже, считаются самыми дорогими, хотя народные умельцы представляли не менее уникальные модели из фарфора, стекла, лозы, древесины. Со всей страны и зарубежья в Тульскую губернию съезжались гости, полюбоваться шедеврами мастеров и отведать чудесный чай, заваренный по-русски. Впоследствии самоварящие устройства более скромных дизайнов вошли и в крестьянский быт, где им отдавалось самое почетное место, а сам самовар бережно хранился и передавался из поколения в поколение.
Клейма самоваров – торговые марки дореволюционной России
К концу XIX ст. появляются династии самоварных производителей – Баташевы, Воронцовы, Копырзины, Тейле и др. Со временем предприятий стало настолько много, что для определения изготовителя придумали своеобразные торговый знак. Какому фабриканту принадлежит агрегат узнавали из клейма самоваров, которое утверждалось правительством и в обязательном порядке помечалось производителем. Многообразия фабричных марок и клейм было впечатляющим. Помимо имени фабриканта с географической привязкой, изображение клейма разрабатывалось индивидуально. Популярны также были выставки и экспозиции, где за лучшую представленную продукцию «самоварные короли» получали награды, а образцы медалей украшали тулово самоваров. Все знаки использовались в рекламных целях для заявления о себе в торговом мире, формирования репутации, привлечения покупателей и заказчиков. И сегодня, чтобы правильно оценить старинные самовары обязательно учитывается наличие клейм и медалей.
Советский самовар – часть культурного наследия России
Производство стремительно развивалось, процесс изготовления технически усовершенствовался и именно в довоенный период (до 1913 г.) отмечается наибольший расцвет самоварного ремесла. Война и годы революции, которые экономически истощили страну, внесли свои коррективы. В этот период успешно развивающееся производство было прервано и самоварное дело держалось в основном за счёт кустарей и многочисленных артелях в Туле. В 1918 г. произошла национализация самоварных фабрик. Из обломков частновладельческих предприятий образовываются государственные фабрики. Так из множества предприятий продолжило работу фабрика В. С. Баташева (поставщика императорского двора), переданная Тульскому патронному заводу и выпускавшая самовары с 1920 до 1940 г. На базе предприятия братьев Шемариных основана фабрика В. И. Ленина (1922-1930 г.), продукция которой считалась лучшей в Туле. Вместо медалей и клейм «фабрикантов» на советских самоварах стали ставить клеймо государственных заводов.
Новая эра самоварной промышленности на первом этапе характеризуется очень низкой производительностью, которая, впрочем, оправдана низкой покупательной способностью, сильно обедневшего русского народа. Но ни во время революции, ни в период НЭПа водогрейный агрегат не был забыт. И, хотя, советский самовар по многим меркам считался буржуазным излишеством и наследием прошлого, колоритный агрегат выжил, несмотря ни на что.
СССР – родина электрических самоваров
После Второй мировой войны советский завод «Штамп» (переименованный из патронного завода) единственный в Туле выпускал самовары. Хотя в советское время агрегаты выпускались и на заводе металлоизделий в Суксуне, который предлагал широкий ассортимент, пользующийся высоким спросом: самовары, чайники, сахарницы, подносы, с красивой художественной росписью.
В 1956 г. завод «Штамп» начал выпуск электрических самоваров, пришедших на смену жаровым (угольным) моделям. Самовары СССР с теплоэлектронагревателем, пластиковыми ручками и импровизированной трубой уже не пели в трёх различных регистрах. И, хотя, по мнению специалистов, электричество погубило самобытные агрегаты, превратив их в банальные кипятильники, завод «Штамп» считался престижным предприятием, выпускающим более миллиона экземпляров в год и процветающим до начала 90-х годов. В ассортименте были и комбинированные самовары, обладающие высокими потребительскими качествами. В конце ХХ ст. самовары, как и всё наследие великой эпохи, включая фарфоровые статуэтки, начали уходить в забвение, а на кухнях стали хозяйничать электрические чайники. Однако, производство самоваров полностью остановлено не было.
Современная технология изготовления самоваров получила второе дыхание и практически не изменилась, сохранив секреты самоварного ремесла. В течение нескольких столетий тульский самовар – центр праздничного застолья и незаменимый атрибут чаепития в лучших русских традициях. И сегодня пыхтящий красавец-самовар, чашки с блюдцами, стаканы с подстаканниками, пряники и баранки, воссоздают удивительную атмосферу, наполняя теплом и уютом домашний очаг и располагая к душевной беседе.
Самовар: история появления и развития, классификация, устройство
Самовар не просто часть гастрономических традиций прошлого, он стал культурным феноменом в нашей стране. Воспетый литературными классиками, показанный на лучших картинах художников – он вошел в геном русского человека.
Во многих семьях еще жива память о совместных чаепитиях со старшим поколением и их старинными самоварами. Отдельные счастливцы хранят семейные реликвии до сих пор. Эта часть нашей общей истории согрета теплом живых воспоминаний о близких нам людях и дорогих им предметах.
Значение самого слова «самовар», несмотря на его немалый возраст, до сих пор понятно каждому. В нем отражен функционал изделия – «сам варит».
Он же показан и в диалектных версиях. Ярославцы звали его «самогар» («сам горит»), вятичи «самогрей» («сам греет»), курчане – «самокипец» («сам кипит»). И даже в татарском языке он звался «снабар», то есть «чайник». Кстати, отдельные исследователи считают, что именно от этого слова ведет свою этимологию русский «самовар».
История самоваров
Многие из нас воспринимают этот предмет, как изобретение мастеров нашей страны. Увы, это не так.
Появление устройств для кипячения воды
Документы свидетельствуют, что впервые изделия, объединившие емкости для воды и углей с отводящей трубой, появились в Китае. Названные «хого», они распространились на территорию Японии и современного Ирана. А первый дошедший до археологов реликт имел возраст 3600 лет и был найден в сельской местности Азербайджана.
Древний Рим
Аутепса («само+кипящий», «само+варящий») – так назывался сосуд, в котором древние римляне согревали воду. Как и большая часть вещей того периода, он не был лишен изящества. Высокие витые ножки, пузатая чаша в виде тыквы, богатый декор – им можно было украсить стол именитого горожанина. А вот пользоваться было не так удобно, как русским изобретением – у него не было крана! Внутри размещались два отсека – в один загружали горящие угли, в другой воду. Вычерпывать ее приходилось черпаками. Зато была другая «опция» – летом вместо угля емкость заполняли льдом и пили охлажденные напитки.
Русь и Российская империя
Распространена легенда, что самовар привез в Россию Петр I, но документы говорят, что он появился спустя полвека после смерти последнего русского царя. Производство началось после того, как тульский промышленник Демидов отправился на Урал, где с местными кузнецами выковал первую самогреющуюся конструкцию. Позже ее нашли среди демидовского имущества. Спустя годы здесь появится Суксунский завод самоваров и суксунская форма – в виде античной амфоры.
Через 77 лет после первых опытов Демидова братья Лисицыны открыли в Туле первое потоковое производство, поэтому Тула считается Родиной российских самоваров.
Фабрики известных купцов в Туле
Глядя на их путь, многие туляки повторяют успех Лисицыных. Один за другим кустари вырастают до статуса фабрикантов. Многие оказываются весьма искусными инженерами и предлагают свои ноу-хау. Так, авторскими считаются:
- керосиновые системы Тейле;
- конструкции со съемом кувшином Паричко;
- новинки братьев Черниковых и фабриканта Волошина с выводной жаровней для быстрого нагрева;
- спиртовые модели братьев Шемариных и фабриканта Капырзина.
Изначально для производства применяли тонкие листы красной и зеленой меди, использовали мельхиор. Но это были дорогие материалы, поэтому ремесленники перешли на латунь. Продавали изделия на вес: чем больше, тем дороже. Основным каналом сбыта для тульских мастеровых династий были ярмарки: Нижегородская и Макарьевская.
Появление самоваров на жидком топливе
Становясь центром самоварного ремесла, Тула продолжила ориентир на открытия и усовершенствования. Так, фабричная линия Рейнгольда Тейле в 1807 году выпустила новацию с резервуаром для керосина. Она сразу же попала за рубеж и широко разошлась в российских регионах, где этот вид топлива оставался дешевым, например, на Кавказе.
Советская эпоха
После революции частные фабричные линии были закрыты. Почти 2 года отрасль не развивалась. Лишь в 1919-м новое руководство страны образовало гособъединение самоварных фабрик. Правда, к немедленному прорыву это не привело. Спустя 3 года на национализированном меднообрабатывающем госзаводе в Кольчугино вышел в свет первый советский самовар, но дореволюционного успеха отрасль уже не обрела.
Спустя 15 лет в результате деления производств появился тульский завод «Штамп». В период после ВОВ на нем остается последняя самоварная линия в стране. С 1959 года в его ассортименте появляются электрические модели, а с 1964-го запущена сувенирная серия «Ясная Поляна». Жаровые модели стали уходить с горизонта из-за оснащения новостроек кухонными плитами.
Современность
За последние 20 лет интерес к самоварной тематике начал возрождаться заново. В Туле создан музей истории «Тульский самовар», в Касимове постоянная экспозиция, посвященная русским ремесленным традициям мастеров-самоваров. В Щекинском районе Тульской области и Городце Нижегородской размещены антикварные коллекции частных собирателей старины Михаила Борщева и Николая Полякова.
С 2005 года – уже 13 лет – на тульском патронном заводе действует участок, где снова работает самоварная промышленность. И, конечно, Тула по-прежнему богата частными мастерами-умельцами, которые хранят династические секреты и тонкости старинного русского ремесла.
Особенности производства первых самоваров в России
Судя по документам первые образцы выдалбливались из медного куба. Но довольно быстро эта варварская технология была усовершенствована. Начинали с того, что раскраивали листы меди и из них, как из ткани, собирали конструкцию. Не всякая медь могла идти на кувшин.
У мастеров была хитрость: лист царапали шилом. Желтый цвет и непрерывность царапины говорили, что материал подходит. Прерывистая блеклая линия свидетельствовала о присутствии окиси меди. В этом случае раскрой годился на изготовление жаровни или мелких деталей.
Расчерченные по меркам листы разрезали, сворачивали в цилиндр. По краям делали зубцы, ими скрепляли разные части: проходились молотом, потом паяли в горне. Неровности стачивали, снова ковали, конструкцию прокаливали и охлаждали. В процессе было задействовано 7 узкоспециализированных мастеров.
- Наводильщик отвечал за сгиб и спайку листов.
- Лудильщик наносил тонкий слой олова на самовар изнутри.
- Токарь шлифовал поверхность на специальном станке.
- Вертельщик поворачивал его.
- Слесарь отвечал за мелкие детали: ручки, краны.
- Сборщик собирал «запчасти» воедино и спаивал их.
- Чистильщик придавал им товарный вид.
- Токарь по дереву оттачивал деревянные шишки на крышечках, за которые их снимали, чтобы не обжечься.
Каждый из мастеров работал на дому. В рамках фабричной линии осуществлялись лишь сборные операции. Раз в неделю работник объезжал дворы, собирал изготовленные детали и отвозил сборщику.
Классификация самоваров
Их несколько. Основные из них предполагают следующее деление.
- Жаровые (на угле, дровах). В них топливо закладывается в специальную трубу. Этой конструкции 300 лет.
- Электрические. Приверженцы классической технологии считают, что правильнее назвать их чайниками особой формы, а не самоварами. Подачу тепла обеспечивает нагревательный элемент, проходящий сквозь сосуд.
- Комбинированные. Дают возможность выбрать один из двух предыдущих видов нагрева.
- Антикварные. Это подлинные раритетные модели производства прежних лет. Особенно ценятся отреставрированные экземпляры с клеймом владельца, императорского двора, мастера и др.
- Сувенирные. В точности повторяют все детали настоящих самоваров, но имеют уменьшенные размеры. Их покупают в подарок или как предмет коллекционирования. Бывают и сверхмалые диковинки. Модель в 1,2 мм сделал русский «левша» Николай Алдунин из 12 золотых деталей. А экземпляр, попавший в Книгу Рекордов Гиннеса, выполнил мастер из Москвы. В нем было 4 мм высоты, и он работал! На выходе получалась 1 капля горячей воды.
- Авторской конструкции. Отдельные мастера прошлого преуспели в выдумке новых инженерных решений, внешнего оформления самоваров. Их фантазии воплотились в образцы ручной работы, которые обладают сегодня особой ценностью.
Общее устройство самоваров
Несмотря на разницу описанных типажей, их конструкция состоит примерно из одинаковых элементов.
- «Конфорка». Венчает самый верх самовара. На ней располагают заварник, чтобы чай не кипятился, но настаивался в тепле. Если чайник не ставился, а конфорка закрывалась крышкой («тушилкой»), через нее шел ток воздуха в кувшин через множественные отверстия.
- «Круг» или крышка. Кольцо, которое надевается на самовар в верхней части, закрывая ёмкость с водой.
- «Паровик». Клапан для выхода пара, размещенный на крышке. Иначе называется «душничок».
- «Хватка» – выступающая часть с деревянной шишечкой, за которую снимают круг. Даже гвозди, которыми закреплены шишки, имеют собственное наименование – «подшишки».
- «Стенка». Резервуар для воды. Ее также называют «тулово», «корпус».
- «Кувшин» или труба-жаровня. Внутренний отсек, в который закладывают угли, дрова, щепки, ароматные еловые шишки.
- «Ручки». За них самовар переносят.
- «Крантик». Конусообразный кран, через который наливают кипяток.
- «Ветка». Затейливая, часто с узорами или фигурной резьбой ручка, за которую поворачивают кран, пуская или перекрывая воду.
- «Репеёк». Круглая выступающая накладка-переходник от крана к «тулову».
- «Шейка». Переход от корпуса к нижней части самовара. Делается с отверстиями для схода лишнего жара и циркуляции воздуха. Их называли «поддувалова».
- «Поддон» или основание. Круглая часть, равномерно распределяющая вес самовара на четыре несущих ножки.
- Донышко. Оно находится внутри, между поддоном и шейкой. В этом месте скапливается зола и продукты горения, и его можно очищать.
- Ножки.
- Боковая труба. Она добавилась к конструкции только в 19 веке и давала тягу воздуха. Благодаря этому вода вскипала быстрее.
Самовары в культуре и искусстве
Являясь колоритным элементом городского и деревенского быта 19-20 веков, самовар не раз появлялся в произведениях искусства. Подчас как главный персонаж. Кто не помнит знаменитую кустодиевскую «Купчиху за чаем»?
Этот же образ воплощен в кинокартине «Женитьба Бальзаминова». Сцена чаепития героинь Лидии Смирновой и Нонны Мордюковой словно сошла с серии полотен Бориса Кустодиева. Те же тоненькие блюдца, яркие краски, пузатый самовар, стол, полный вкусностей. На эту тему художник написал не одно, а несколько полотен, настолько она его занимала. И не его одного: Петров-Водкин, Коровин, Маевский живописали сцены из той жизни, где самовар задавал повод к общению.
Уважать эту утварь учили с детства. В книгах Чуковского самовар мудр, добродушен и авторитетен («Федорино горе»), у Хармса берет на себя поучающую роль («Иван Иваныч Самовар»). Не забыт он и в литературе для взрослых. «Старосветские помещики» Гоголя проводят не одну приятную минуту у его кипящих боков. Леонид Андреев в знаменитом очерке «Москва. Мелочи жизни» олицетворяет в образе самовара самобытность России.
Отношение российского человека к самовару образно выражало и устное народное творчество. Например, поговорки – «Где есть чай-самовар, там и под елью рай», «С самоваром-буяном и беседа важнее, и жизнь веселее». Не отличаясь богатством, простой человек находил для себя душевные радости в соседских посиделках с чаем. Тепло общения соединялось с теплом от самовара и создавало ощущение полноты жизни.
Самое интересное, что этот образ настолько закрепился в сознании россиян, что и сегодня одни из нас возрождают традиции семейного чаепития с самоваром. А другие создают современные идиоматические выражения с предметом, который уходит из повседневного быта в статус винтажа.
Фразы «У самовара я и моя Маша», «Ставь бабуся самовар, будем слушать Manowar», ушли в народ относительно недавно. И это феномен, не имеющий аналогов в культурной жизни страны. Он говорит о готовности молодого поколения интегрировать общепринятые традиции в современный опыт.
Это свидетельствует о многом – рано списывать самовар со счетов и отправлять в разряд раритетов. Он все еще с нами: и как часть культуры, и как часть быта.
История русского самовара — хочу знать
История самовара из музея самовара! Кто придумал и как он появился. Легенды и мифы русского прибора
?alkopona (alkopona) wrote,
2018-04-04 19:01:00alkopona
alkopona
2018-04-04 19:01:00Categories:
- россия
- история
- путешествия
Самовар! Это чуть ли не единственная гордость русского человека, этакий символ роскошной жизни тех лет и обязательный атрибут сладких чаепитий. Самовар символизирует Россию наравне с матрешкой и балалайкой, а тот факт что туристы везут его на память в качестве сувенира, лишь подтверждает сказанные мной слова. Еще забавней наблюдать за реакцией иностранцев которые искренне не понимают зачем к нему предлагают докупить и валенок. Но представляете, если верить историческим зарисовкам, то это пузатое медное чудо — не наше! Оказывается в Китае давно есть прообраз русского самовара, в котором они супы варили и пельмени, а древние римляне в подобном устройстве так и вовсе варганили глинтвейн. Короче, наливайте чай по кружкам, сейчас я вам несколько интересностей расскажу.
Если верить историкам и археологам которые вели раскопки в древнем Риме, а поводов им не верить у меня нет, то первые прообразы столь русского по нашему духу агрегата появились именно там. Наверное завернутые в простынку римляне валялись на мраморных плитах и гоняли напитки подогретые в этом сосуде, так похожем на наш самовар. Правда прозвали они его почему-то диковинным словом «аутепса», ну и бог с ними, ведь вся слава потом нам досталась. Тем более они там не чай готовили, а глинтвейн. Да-да, мои любимые читатели, они подогревали в этом устройстве воду, но не для того чтобы травки разные заваривать, а для того что бы винишко разбавлять. Вот и получается что «аутепса» это такой древнеримский самовар для глинтвейна, который после падения великой империи утонул в истории и не получил всемирного распространения.2.
А вот китайский «Хо-Го» намного ближе по своему прообразу к нашей классике, но с одним весомым отличием — корпус «Хо-Го» не замкнутый, без крышки. Создано это для того что бы легче было подогревать супы и отваривать пельмешки, наблюдая за процессом.
Вот представляете гады какие, в самоваре пельмешки варят, они бы еще туда доширак закидывали…
а они закидывали! Основываясь именно на этой теории многие историки утверждают, что вместе с китайским чаем к нам пришла и эта супница, общий вид которой наши умельцы немного подшаманили под чайные нужды.
Так что именно классический самовар, тот который мы видим сейчас, нам пришлось придумывать заново.
Хотя и в этом вопросе до сих пор не утихают священные битвы развернувшиеся между тульской землей и уральской, ведь каждая хочет называть именно себя родиной русского национального достояния.
Хочу отметить что если у первых еще хотя бы есть пряник к чаю, то вторые по истории ближе к китайским пельменям.
Давайте разбираться, почему же именно так? Официальные источники утверждают, что в 1778 году на улице Штыковой которая расположилась в городе Тула, два брата по фамилии Лисицины открыли самое первое производство самоваров в России и только этот факт легко делает этот город самоварной столицей нашей страны, а братьев национальными героями. Виват Лисицины, виват!
Но в ответ на такую историческую заметку из Свердловского Государственного Архива всегда доносится истошный крик: «Не сметь, товарищи, у нас родину самовара отбирать! У нас даже бумажка есть.
Ведь согласно сохранившейся описи арестованного имущества товарища Демидова от 7 фервался 1740 года, у него помимо шести кадушек меда и кулей орехов, изъяли и медный самовар.
Вот вам дословно не верующие: «Самовар медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы«.
6.Так что и по сей день не утихает священный бой за родину нашего медного красавца. А тут еще в плюс ко всему появляются и третьи, накидывая своего добра на вентилятор и рассказывая легенду о Петре I, в которой рассказывают о заморском чудесном приспособлении для чая, что государь привез из далеких голландских земель. Ну вот и на чью сторону вставать?7.
Хотя будем честны, кто бы не претендовал за это священное право называться родиной русского самовара, я могу отметить что этот факт мало влияет на качество проведенных с ним чаепитий, ведь самые лучшие застолья проходили только при наличии отполированного до зеркального блеска медного властелина стола. Кстати, именно в музее самоваров на хуторе Кормило что квартирует возле карельской деревни Вокнаволок на хуторе Кормило я узнал про интересную классификацию этих устройств.
Это я сейчас не про банальное деление на электрический и древесный говорю, ведь работающие от тока изобретения появились намного позже, я именно про классификацию. Оказывается существовали компактные переносные версии которые назывались «дорожный» самовар, ну или же «походный». Такой самовар легко можно было взять с собой и распивать сидя в карете или на небольшом пикнике.
Есть еще «вокзальный», он же иногда называется «больничный». Это здоровенный герой больших помещений, где напоить чаем могли всех желающих, поэтому и встречался он в довольно публичных местах. Есть еще версия «эгоист» которая как несложно догадаться была рассчитана всего на одного человека и является антагонистом «вокзального» самовара.
10.Это если говорить про классификацию, но эти блестящие агрегаты еще и характеризовались по собственной форме. В этом вопросе все было намного проще, ведь они назывались по уже знакомым предметам «ваза», «банка», «шар», «яйцо», «рюмка» и «дуля».11.
Самовар совершенно бессознательно стал частью культурного наследия русских людей.
Причем ни один иностранец не сможет понять, почему к столь простому и незатейливому предмету быта, самовару, в нашей стране относятся так бережно, со всей душой.
Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придает столько тепла и уюта домашнему очагу.
И сколько бы лет не прошло, но даже в век современных технологий, сидя за столом с айфонами в руках, мы при виде самовара забываем обо всем, откладываем в сторону все дела и руками хватаемся за сушки или блины.
Ведь русскому человеку он напоминает о далеком детстве, о любимых и заботливых руках матери, о застольях, о песнопениях и даже о лютой вьюге за окном.
Так что ни одному европейцу не понять нашу любовь к этому медному чуду, а китайцам никогда не отобрать право на наше национальное достояние.
Вот такой вот у меня получился пост по итогам посещения музея самоваров в районах северной Карелии.
Хочу отметить что вся эта экспозиция частная и является коллекций одного человека, который про них рассказывает намного интереснее меня, погружая в историю как и самого устройства, так и некоторых моделей.
Берегите самовар! А в завершении хочу сказать что у меня есть офигенный телеграм-канал, в нем посты выходят без рекламы, назойливых баннеров и комментариев. Ну или если вам важна только картинка, то у меня есть и инстаграм
Финляндия. Разочарование года | Не отморозь бубенчики | Продам снег. Недорого |
Подписаться на обновленияЯ в других социальных сетях:Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com
Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.
История самовара
Это сейчас мы ставим чайник на газовую плиту или, если он электрический, просто включаем его. А раньше на Руси ничего подобного не было. Воду в заварочный чайник, стакан или чашку наливали исключительно из самовара.
И проводили за чаем иногда по несколько часов. Выпить 5-6 чашек этого ароматного напитка, заедая его конфетами, расписными пряниками и баранками было в порядке вещей. В этом рассказе я расскажу тебе, какая была история самовара.
Чай из самовара пила вся страна. Но больше всего его употребляли в купеческих семьях.
Вообще-то это просто так говорится «чашек», а на самом деле, в основном, по русской традиции, чай пили из блюдечек. Сыпать в чай сахар было не принято. Им пользовались, как правило, вприкуску. Когда кто-то заканчивал чаепитие, то переворачивал блюдечко или чашку вверх дном и клал сверху остатки сахара.
Пузатыми самоварами пользовались и в домах простых людей, и в царском дворце.
Этот прибор был очень удобным. Во-первых, вода в самоваре закипала очень быстро, а остывала медленно. Во-вторых, на вершине прибора было предусмотрено специальное место для заварочного чайника, который тоже благодаря этому долго не остывал. А в-третьих, самовар как будто притягивал всех к общему столу, вести рядом с ним неторопливые, задушевные разговоры было очень удобно.