Чайная церемония в Японии: история происхождения и стадии

Чайная церемония в Японии. Этапы проведения

Япония славится своими необыкновенными обычаями и традициями. Одной из них считается чайная церемония, которую уже возвели в ранг культурных достояний. Наверное, ни в одной стране не относятся к чаю так трепетно, как в странах восходящего солнца. Сегодня мы вам расскажем, как проходит чайная церемония в Японии.

История чайной церемонии

Ритуальное употребление чая в Японии уходит корнями в 8 век, когда были привезены из Китая первые чайные листья. Уже тогда их считали лекарственным средством для лечения многих заболеваний и снятия усталости.

После распространения в Японии религии Дзен, чаепитие стало важной частью ритуалов, которые проводили монахи. Основы церемонии чаепития были сформированы в 15 веке дзен-буддистом Сюко. Он дал им название «тя-но ю».

Чайная церемония в Японии строится на следующих правилах:

  1. Преодоление чувства превосходства над людьми, взаимоуважение и почтительность.
  2. Гармония человека и мира – не должно быть на одной лишней вещи и цвета, который нарушил бы церемонию.
  3. Безмятежность и спокойствие в душе.
  4. Чистота поступков, чувств и мыслей.

Стоит отметить, что в Японию чайная церемония пришла из Китая. Если китайцы построили свою церемонию на конфуцианстве, то японцы взяли за основу принципы буддизма — спокойствие, естественность, невозмутимость, простоту и безмятежность. Данные принципы помогали достичь единодушия между хозяином и гостем при помощи общения сердец.

Интересен тот факт, что ни один мастер чайной церемонии в Японии не скажет, что в своем искусстве он достиг идеала. По этой причине знаменитый мастер Рикю даже сделал себе харакири.

Со временем традиции чаепития изменились. Они демократизировались и упростились, но при этом сохранилась атмосфера грубоватой простоты и аскетизм.

Как проходит церемония чаепития

Классическая чайная церемония в Японии проходит по определенному сценарию. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Предварительный этап.

На чаепитие приглашают гостей заранее, при этом приглашение обязательно должно быть официальным. За пару дней до ритуала каждый участник отправляет организатору свою благодарность.

Число приглашенных гостей – 5 человек и сам чайный мастер. Одежды следует выбрать однотонную, спокойной расцветки. Лучше всего – шелковые японские кимоно. С собой нужно иметь веер.

Все участники собираются в специальной комнате, где выбирают секяку — почетного гостя. Выбор зависит от социального статуса и звания. После определяют детали церемонии: в каком порядке гости пройдут через чайный садик, сполоснут лицо и руки в колодце, войдут в чайный домик, как и где сядут и пр.

Первый этап.

Начинается со сбора гостей в одной комнате. Его цель – создать настроение и атмосферу ожидания церемонии, как прекрасного процесса, от которого можно получить удовольствие. В месте сбора подают кипяток в маленьких чашках.

Затем все участники по вымощенной камнем дорожке идут к чайному домику через тяниву – чайный садик. Этот процесс очень важен, так как он символизирует уход от мирских проблем и негативных эмоций. Любуясь кустами и деревьями, гости освобождают в своем сознании место для успокоения и гармонии.

В конце каменной дорожки гостей встречает чайный мастер. Он приветствует всех. После каждый совершает омовение в колодце, который расположен около входа. Это символизирует чистоту души и тела. Участники должны вначале омыть руки, затем – лицо и в конце сполоснуть рот. Также ополаскивает ручка ковша, которым зачерпывали воду.

После омовения гости заходят в тясицу – чайный домик в Японии с низким входом. Узкий и низкий вход сделан для того, чтобы даже самый знатный гость смог поклониться. Это означает равенство всех участников. Обувь снимают на пороге.

Участники, заходя в домик видят, что огонь уже зажжен и медный чайник с водой находится над огнем. На нише расположены цветы, курильница и свиток с надписями и изречениями. Именно надписи задают тему чайной церемонии. Когда все гости расположатся и изучат свиток, входит мастер.

Подготовка к приготовлению чая

Входя в домик, мастер обязательно кланяется. Его место находится возле очага, напротив всех гостей. Рядом с ним лежит посуда, необходимая при заварке чая: чашка, мешалка и шкатулка с заваркой внутри.

Пока вода греется, участникам предлагают кайсэки. Это легкая еда, которая снимает чувство голода, но к полному насыщению не приводит. Как правило, это простые и изысканные блюда японской кухни.

После приема пищи гости ненадолго выходят из домика, чтобы приготовиться к употреблению чая. В это время мастер меняет свиток на тябану – цветочную композицию.

Заварка чая

Гости обратно заходят в домик и садятся на свое место. Мастер приступает к действу. Все должно происходить в полном молчании. Участники внимательно следят за каждым движением мастера и слушают звуки воды и огня, при этом они полностью расслабляются и медитируют.

Хозяин делает символическое очищение посуды и двигается в ритме своего дыхания. Он засыпают заварку в керамическую посуду, наливает небольшое количество кипятка и размешивает бамбуковой мешалкой до появления зеленой пены. После заварка разводится горячей водой до появления необходимой консистенции. На 0,5 л воды нужно брать 150 г чайного сырья. Температура воды не должна быть выше 90 градусов. Можно использовать любые сорта зеленых чаев.

Мастер с поклоном подает почетному гостю приготовленный чай — койтя. Он правой рукой принимает чашу и ставит ее на левую ладонь, которая покрыта шелковым платком. Затем отпивает глоток и передает другому гостю.

Каждый участник должен повторить процедуру, чтобы чаша вновь оказалась у мастера. Данный обряд означает единение собравшихся. Далее чаша, но уже пустая, вновь отправляется по кругу. Так гости могут рассмотреть ее узоры.

Читайте также:
Чай с ванилью: как приготовить, полезные свойства

Последняя стадия

Чайная церемония в Японии подходит к концу. Далее мастер отдельно для каждого гостя готовит легкий чай – маття. Он варится из порошка зеленого чая. На стакан воды нужно брать 5 г сырья.

В это время можно начать беседу о свитке с изречениями, цветочной композиции и чайной утвари. Участникам подают сладкие угощения — омогаси.

После завершения беседы мастер извиняется и выходит из чайного домика. Гости еще раз осматривают свиток, цветы, очаг и выходят наружу. На прощание мастер кланяется каждому уходящему участнику, благодаря за посещение. Когда все уйдут, хозяин еще некоторое время медитирует в домике, а затем убирает всю утварь и цветы.

Виды церемонии

В Японии чайные церемонии имеют множество видов. Выделим самые традиционные:

  1. Специальная чайная церемония. В Японии ее проводят в честь какого-либо события. Например, дружеской или деловой встречи.
  2. Ночная церемония. Начинается с восходом луны. Гостей приглашают к 23 часам, а провожают только под утро. Напиток для ритуала делается очень крепким.
  3. Церемония на восходе солнца. Длится с 3-х до 6 часов утра. Отличное время для медитации и расслабления.
  4. Утреннее чаепитие. Проводиться только в жаркую погоду в 5-6 часов утра.
  5. Послеобеденное чаепитие. Начинается в час дня, после обеда.
  6. Вечерний ритуал. Начинается в 18 часов вечер и длится вплоть до захода солнца.

Сегодня в Японии чайная церемония представляет собой способ достижения смысла в жизни. Все, что касается ритуала – чайный домик, садик, одежда, чайная посуда и жесты несут в себе некие философские взгляды.

Участвовать в чайной церемонии означает проникнуться японской культурой и ее непревзойденным колоритом. При помощи данной традиции можно расслабиться и насладиться спокойствием.

ИСТОРИЯ ЯПОНСКОЙ ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ.

П ервые упоминания о чае в Японии встречаются в рукописях буддийских монахов в IX веке. Первыми чай стали пить представители религиозного класса в Японии, после того, как японские священники направили своих посланников в Китай для изучения их культуры, и привезли оттуда первый чай. Вероятнее всего, чай впервые был привезен в виде прессованных кирпичиков. А в начале IX века (805-806 г.г.) в Японию впервые были ввезены семена чайного куста. Его могли привезти буддийские монахи (часто называтся имена Сайсе и Енгри) из Китая, Кореи или Индии, а также японские путешественники, посещавшие Китай. Считается, что первые плантации чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия священной горы Хэйдзан в 801 (или в 802, или в 805) г. Есть, правда, источники, которые утверждают что в 710-794 годах, во времена правление Нарской династии, на землях некоторых буддийских храмов появились чайные плантации. Все в том же восьмом веке японские буддисты создали обряд под названием инча — религиозную церемению, после которой проводилось массовое чаепитие. Собственно об этом чаепитии можно говорить как о первой японской чайной церемонии. Совсем, конечно, не такой, как современная.

Эйсай. Буддийский монах, привезший чай в Японию

Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение.

Начиная с XII в. из Китая в Японию проникает способ приготовления размельченного чая. Оттуда же пришел и обычай устраивать своеобразные развлечения в форме чайных турниров. Первоначально такие турниры проводили монахи в монастырях, причем в них участвовали и самураи — приверженцы дзэн-буддизма. Особенно широкое распространение чайные турниры получили в XIV—XV вв. В аристократических кругах их устраивали в двухъярусных павильонах, первый этаж которых именовался «гостевой террасой», а верхний — «чайным павильоном». В чайном павильоне в «красном углу» вывешивались китайские буддийские свитки, иногда это были и китайские картины с изображением цветов и птиц или пейзажей. На столы перед свитками ставили китайские вазы для цветов, курильницы и подсвечники. Все эти предметы именовались «китайскими вещами». На других столиках помещали тарелки с легкой закуской и сосуды с напитками.

Обычно гости собирались на первом этаже павильона, где им подавалось угощение. После небольшого пиршества гости выходили в сад и прогуливались по его аллеям. Сады при павильонах, где проводились чайные турниры, были прогулочными, а не «созерцательными». Пока гости любовались садом, «хозяин» чайного турнира заканчивал все приготовления. После его приглашения гости рассаживались в определенном порядке на скамейку, покрытую шкурой леопарда, а «хозяин» — на бамбуковый стул.

Сначала три чашки чая ставились перед свитками с изображением Будды. Затем «податель чашки» (им, как правило, был сын «хозяина» чайного турнира) вручал каждому гостю по очереди чашку с растолченным порошком зеленого чая, вносил вазу с кипящей водой и бамбуковый чайный веничек, наполнял чашу гостя кипятком и размешивал чайный порошок веничком. Когда все гости выпивали первый предложенный сорт напитка, вносились новые чашки и предлагался новый сорт. В ходе чайного турнира гости должны были отобрать «хорошие» и «плохие» сорта. Тот, кто правильно угадывал большее число сортов, отмечался призом. Чаепития длились долго, в течение нескольких часов, и носили названия «турнир десяти чашек», «турнир пятидесяти чашек», «турнир ста чашек». Чайные турниры превращались в веселые развлечения.

В последние годы благодаря успехам современной химии были исследованы компоненты зеленого чая, и наши знания о благотворном воздействии зеленого чая на здоровье достигли того уровня, когда можно говорить о научном подтверждении поговорки, гласящей, что “Чай – это волшебный напиток для сохранения здоровья”. Становится всё более очевидным эффективное воздействие зеленого чая на широкий спектр физиологических функций. При этом особое внимание уделяется содержащемся в японском зеленом чае катехинам, благодаря тому, что этот компонент чая обладает многочисленными полезными для здоровья свойствами. Чаепитие для жителей Востока, особенно Китая и Японии, — древняя традиция. Чайная культура неотделима от искусства, культуры этих стран, всего образа жизни. Древняя культура Японии насыщена непривычными для нас символами и традициями, загадочными, как иероглиф. Одна из таких традиций — знаменитая на весь мир чайная церемония.

Читайте также:
Мочегонный сбор для вывода жидкости

В Китае чай ценили как лекарственное растение, помогающее от усталости, болезни глаз, ревматизма. Потом, как утонченное времяпрепровождение. Но такого культа чая, как в Японии, пожалуй, не было ни в одной стране. Этот ритуал на протяжении столетий в практически неизменном виде исполняют почти в каждом японском доме. Девушки еще в школе запоминают основы старинного искусства. Умеют проводить чайную церемонию и многие мужчины. В свою очередь этот ритуал породил такие искусства, как икебана, стиль керамики в духе ваби, японские сады, оказал влияние на фарфор, живопись, интерьер японского дома.Чайный ритуал повлиял на мироощущение японцев, и, наоборот, мироощущение японцев XVI века вызвало к жизни стиль ваби, определив размеренный уклад жизни, вкусы, психический склад японцев. Японцы говорят, что всякий, кто хорошо знаком с чайной церемонией, должен уметь регулировать свое поведение во всех случаях жизни с легкостью, достоинством и изяществом. Японские девушки перед замужеством брали уроки тя-но ю, чтобы приобрести красивую осанку, изящные манеры.Существовало и существует четыре основных принципа чайной церемонии: гармония (ва), почтительность (кэй), чистота (сэй) и покой (сэки). Восточный взгляд на мир: попытка понять его суть через простые вещи, действия, созерцание, наполнил чайную церемонию высоким смыслом и очарованием. Смысл чайной церемонии в том, что благодаря простым действиям человеку доступен путь духовного совершенствования. Все стадии ритуала проходят в строгом порядке. Одежда должна соответствовать традиции ритуала. Для церемонии участники (как правило, 5 человек) одеваются в однотонные шелковые кимоно и специальные белые носки, предназначенные для деревянной обуви. У каждого в руке небольшой складной веер (сэнсу).

Перед началом чайной церемонии гости проводят некоторое время в передней комнате (мачиаи). Там помощник хозяина (ханто) подает им ароматизированную горячую воду. Затем появляется хозяин церемонии (тэйсю), который приглашает гостей в чайный домик. Они следуют друг за другом по специальной дорожке (ридзи) сквозь полумрак сада, любуясь окружающей их красотой. Чем ближе к домику, тем больше гости и сам хозяин отдаляются от суетного мира. Подойдя к небольшому колодцу с прозрачной водой, они омывают руки и рот. Затем гости входят в чайную комнату. Вход в чайный домик был низкий и узкий (шириной 66 см и высотой 60 см), так что гостям приходилось буквально вползать через него, смиряя свой нрав. Считалось что, наклоняясь, гость показывает своё уважение к хозяину. Низкий вход давал еще один эффект: самурай не мог войти в чайный домик с длинным мечом и оставлял его снаружи. Это также символизировало необходимость оставить за порогом всю агрессию, которая одолевает человека в мирской суете.Гости проходили в чайный домик и только после того как гости освоятся с обстановкой, появлялся хозяин и низким поклоном приветствовал собравшихся. Он садился рядом с очагом напротив гостей. Затем подавалась еда на простых деревянных подносах (каиси). Во время подачи еды принято было обмениваться поклонами. Затем хозяин приглашал гостей в сад. После небольшой прогулки 5-7 ударов гонга возвещали о продолжении церемонии в чайной комнате. Гости покидали сад и возвращались в дом. Начинается процедура непосредственного заваривания чая (тэмаэ) и его подачи гостям. Молча хозяин садился у очага, над которым уже заранее был подвешен котелок (кама) с кипящей водой.

Крепкий зеленый чай готовился из молодых листьев чайных кустов. Важной особенностью японского способа являлось то, что вода при заваривании чая должна была иметь температуру70-90 градусов. Время заваривания при этом не выходила за пределы пяти минут. После заваривания чая хозяин подавал тяван главному гостю. Тот кланялся, ставил чашу на ладонь левой руки, поддерживая правой. Размеренным движением рук он медленно подносил тяван ко рту. Сделав небольшой глоток, гость должен был оценить вкус чая. Как правило, он чрезвычайно терпок и ароматен, чему японцы придавали и придают решающее значение. Сделав еще два глотка, гость вытирал пригубленное место специальной бумагой (каиси) и передавал чашу соседнему гостю, который после нескольких глотков отправлял ее дальше. Пройдя по кругу, тяван возвращался к хозяину. Одна чаша была рассчитана на троих гостей. Процедура прохождения круга занимала не более 10 минут. В целом процесс чаепития представлял собой весьма длительную церемонию.Заканчивался ритуал так: когда гости выпивали весь чай, хозяин споласкивал тяван и тясэн, вновь протирал тясяку и выливает полный ковш холодной воды в котел с кипятком. На этом заканчивалась официальная часть церемонии. Потом помощник хозяина говорил гостям, что они могут принять более свободную позу (что строго запрещено во время церемонии). По окончании церемонии гости благодарили хозяина и расходились по своим делам. Хозяин наблюдал за их уходом через открытую дверь чайной комнаты.

Теперь давайте о конкретности. Сколько существует разновидноситей японского чая. По моему пособию-брошурке их приведено 8, но о двух из них я от роду слыхать-то не слыхала, видать-то не видала. Так что будем говорить только про самые распространенные виды.

Читайте также:
Как заваривать чабрец

Сенча. Самый простой японский чай

1. Сен-ча («ча» — чай по-японски): Самый типичный вид японского зеленого чая, покрывающий 85% всего объема. Собирают только мякоть чайных листьев. Сбор происходит обычно ранним летом (чайный сбор в нашей жизни вызывает чувство подобное тому, что испытывает каждый петербуржец, когда начинаются белые ночи. Это радость наступления лета, хотя лето у нас настолько тяжелое, что она не слишком восторженная. Вот если кто интересуется нашей поэзией, то, может, и встречали упоминание о нем, как сезонный элемент, обязательный в танках и хайку). Есть и элитный сорт того же сен-ча, собранный раньше, у которого вкус нежнее, слаще и менее горек. И то и другое после паровой обработки мнут и высушивают. Чем чай лучше, тем он зеленее. В России, когда что-нибудь покупаешь, нельзя верить ни продавцам, ни ценникам, так что напрягитесь и запомните хоть это, пускай все остальное, что пишу, забудется, но это запомните. Сен-ча не должен содержать ни одного стебля. Хожи-ча. Весь такой жаренный

Только листья, скрученные в тоненькие трубочки. Чем мельче они, тем качество хуже. Они могут быть длиненькими, но разрубленными не должны быть, если вам говорят, что это первоклассный чай. Мелкий чай, извините, годится разве что для пакетиков.

2. Бан-ча: приготовлен по тому же рецепту, как и сен-ча, но из стеблей. Вкус и аромат просты и незатейливы.

3. Хожи-ча: изжаренный до коричневого цвета сен-ча или бан-ча. Сильный, очень располагающий аромат.Генмай-ча (Генманча) из Сен-ча

4. Генмай-ча: смесь хожи-ча или сен-ча с рисинками, приготовленными под высоким давлением, и другими ароматными крупами. Своеобразный привкус жаренных круп освежает представление о чае. Его низкая содержимость самого чая позволяет употребление в любое время, людям любого возраста. Не помешает вам заснуть, как другие виды могут.

5. Гекуро: из таких домашних вариантов самый дорогой и качественный чай. Выращивается под специальными полкообразными решетками, чтобы не было прямого попадания солнца. После температурной обработки также мнут и высушивают, но среди гекуро бывает чай ручной работы, что обозначаетГекуро

«человеческими руками мят» (а тут почему-то необходимы руки бабушек, говорят, молодежь не сможет), а такой вариант уж как стоит, что мамочки! Его пьют из малюсенькой чашечки. Не только из-за стоимости, но ведь он о-очень силен, от его насыщенного вкуса как сбодришься, ух! Кажется, увижу иголочное ушко за километр!

6. Мат-ча: изготовлен, как гекуро, в полутени, но без переминания и перетирается в порошок. Чай для чайной церемонии. Способ применения весьма прост. Залил чайную ложку кипятком, перемешал и выпил, как какао. Таким образом он безумно полезен, потому что в отличие от остальных видов употребляется целиком. Получается, что сами листья съедаешь.

Японский зеленый чай всегда был частью повседневной жизни. Его подают, чтобы продемонстрировать уважение к почетным гостям дома или во время чайной церемонии, а также в качестве напитка, улучшающего пищеварение после еды. Японский зелени чай выбирают в соответствии с настроением и конкретным событием. Традиционно сенча – это чай на каждый день, он есть в каждом доме и офисе, гёкуро предназначен, скорее, для дорогих гостей, тогда как банча – для того, чтобы насладиться чаем в семейном кругу после еды. Японские гравюры и чай

Пьет свой утренний чай
Настоятель в спокойствии
важном.
Хризантемы в саду.
Мацуо Басё

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Всё о японской чайной церемонии

Страна Восходящего солнца известна своими необычными традициями. Чайная церемония в Японии стала одним из культурных достояний, у нее богатая история и множество особенностей. На японском чайная церемония звучит как “тя но ю”. Дословный перевод – путь чая, культура чая или искусство чая. Давайте узнаем, как она проводится.

Как проводится чайная церемония

Цель чайной церемонии – достичь душевного равновесия. Культура чаепития отражает стиль жизни японцев. Посреди комнаты расположена выемка с поддоном. На последнем горит уголь. Над выемкой находится котелок, где кипятится вода.

По разные стороны находятся подушки, на которых садятся гости. Обратите внимание, что садятся на коленки, положив под них эту подушку. Пятки располагаются под ягодицами. Запрещается скрещивать ноги – этим гость показывает неуважение к традициям.

Сама по себе чайная церемония – это когда чайный мастер принимает у себя гостей. Он разливает всем чай. Мастер сидит около котелка с кипятком и подает чай гостю, делая при этом поклон.

Культура чая предусматривает медленное употребление напитка, маленькими глотками. Запрещено хлюпать, это признак неуважения.

Мастер разговаривает с каждым из присутствующих, задает вопросы, рассказывает истории. Он обращается к каждому отдельно, спрашивая о личной жизни, успехах на работе, хобби и увлечениях.

Часто мастер берет ученика. Последний заваривает чай, пока сам владелец дома приветствует гостей. Заваривать чай – это целое искусство, которому многие хотели бы научиться.

Какая посуда используется

Посуда делается на основе фарфора. Чай разливается в пиалы (широкие или узкие), а также утварь в форме стаканов. Ручек у такой посуды нет. Кипяток нагревается в котелке (фото ниже).

Хозяин берет чашку гостя и обрабатывает кипятком. Воду наливает при помощи черпака. Пиала споласкивается и вытирается специальной салфеткой. После хозяин кладет в нее щепотку зеленого чая (его хранят в шкатулке). И снова заливает кипятком из черпака.

Читайте также:
Очищающий чай: эффективная очистка кишечника, легких, крови

Далее он перемешивает чай специальной бамбуковой кисточкой. Правильно заваренный чай определяется по пенке, которая поднимается до краев пиалы.

В редких случаях чай пьют с сахаром, тогда понадобится ложечка.

Обратите внимание! В идеале посуда для церемонии старая, то есть передавалась из поколения в поколение и пережила множество чайных церемоний. Если посуда разбилась, делается новая на заказ у мастера.

Преимущественно чаши делаются из керамики. Их не украшают. Другая же утварь делается на основе меди или бамбука.

История появления

Традиция появилась давно, но существуют легенды, которые передаются из поколения в поколение.

Путешествие к дому хозяина начинается с дорожки, которую выкладывают камнями. Она называется родзи. Согласно истории, первый шаг на дорожке означал первую стадию медитации. И чем дальше он шел по родзи, тем сосредоточеннее становился.

Существует легенда появления дорожки. Для сёгуна по имени Асикаги выложили дорожку на основе бумаги, чтобы его обувь и одежда не намокли из-за утренней росы. Так и появилось название родзи, означающее земля, которую покрывает роса.

Обратите внимание! По древней традиции у конца дорожки, прямо перед входом в дом, должен стоять колодец. Перед ним делается очищение духа и тела гостей. Там моют руки, ритуал важно проводить с чистыми руками.

Существует и чайный сад. Согласно истории он должен быть небольшим, по внешнему виду напоминающим склон горы. В саду стоит атмосфера расслабленности и спокойствия. Цель сада – обеспечить прохладу и приятную тень в летний сезон. В саду растут кипарисы, сосны и прочие вечнозеленые растения. Важно, чтобы они располагались хаотично, как в природе.

Еще одна часть истории японского чаепития – фонари. Они украшают и освещают дорогу к чайному дому, если она проводится вечером или ночью. Важно, чтобы свет не был ярком, иначе он будет привлекать внимание.

Сам же чайный домик должен быть простым. Предметы декорации будут отвлекать от чаепития.

Интересный факт! Согласно легенде человек по имени Мурата, который проводил ритуалы для сегуна Асикаги, выбрал маленькую и простую комнату. Это было непросто, ведь его резиденция отличалась своей роскошью. Но, чтобы погрузиться в атмосферу чаепития, нужно забыть о проблемах и богатстве.

Позже другой мастер решил, что для чаепития нужно строить отдельный небольшой домик, крыша которого покрыта соломой.

Конечно, история чаепития неизвестна, ведь она появилась давно. Но сохраненные факты помогают получить картину того, как раньше проводилась эта традиция. И хотя церемония проводится в Японии, считается, что у нее китайское происхождение.

Виды чайной церемонии

  • Ночная церемония. Начинают после появления луны. Гости приходят к 10 вечера и уходят в 4 утра. В этом виде чаепития напиток делается очень крепким. Зеленый чай перебивается до состояния порошка. Конечно, такой чай не пьют на пустой желудок, поэтому сначала мастер кормит гостей японскими сладостями.
  • На восходе.Ритуал начинается в 4 часа ночи и заканчивается в 6 утра. Хорошее время для медитации.
  • Утренний. Проводят летом. Ритуал начинают в 6 утра, пока на улице не стало жарко.
  • Послеобеденный ритуал. Начинается в час дня. Сначала гостей ждет обед, после пьют чай со сладостями.
  • Вечерняя церемония. Начинается в 6 вечера до полного исчезновения солнца.
  • Специальная. Этот ритуал проводят, чтобы отметить событие – праздник, встреча друзей с другого города. Ранее такое чаепитие приводили перед харакири (когда человек собирался наложить на себя руки). Цель мастера – укрепить дух участников.

Чайная традиция в современности

Чайные церемонии проводят и в современности. Это метод достижения жизненной цели. Вся обстановка, утварь и атмосфера внутри домика сделана со смыслом, в ней заложена философия. Культура чая позволяет проникнуться особенностями страны. Возможно, многим показалась, что провести процедуру сложно, но все просто. Чаепитие помогает расслабиться, забыть о проблемах и насладится покоем. То есть чайная церемония еще касается и религиозных целей, тех, что проповедует буддизм.

Посмотрите видео, как чайная церемония выглядит в современности.

Японская чайная церемония.История и традиционные разновидности

Юлия Верн 6 499 0

Японская чайная церемония или Путь Чая — актуальная по сей день японская культурная традиция, представляющая собой торжественное чаепитие с использованием зеленого порошкового чая маття. Традиция носит название «тядо» и исполняется в традиционной японской манере — «темою».

Дзен-будизм сыграл основную роль в развитии церемонии в эпоху становления чая в Японии, использование которого, активно применялось в практике медитации монахов, которые использовали чай с целью достижения высших материй бытия путем чаеподношения Будде.

Некоторые исторические факты формирования японской чайной традиции

В эпоху VII столетия деятельность странствующих буддийских монахов являлась основным источником формирования и распространения не только религиозных предубеждений, но и философских познаний по всей Азии. Не удивительно, что такой почитаемый напиток в Китае, как чай, в скором времени перекочевал и в Японию, став не только излюбленным напитком японского народа, но и великим духовным наследием, бережно охраняемым и в наши дни.

К концу VII века, политика буддийских священников стала все больше закрепляться среди культурной, а самое главное — политической жизни страны. Священники, выполняющие роль советников, наставников, учителей и врачевателей при дворе, имели серьезное влияние на японских императоров. Именно монаху Эйсаю, древние японские манускрипты приписывают первое чаепитие при дворе сегуна Минамото. Монах представил правителю истинную ценность чайного напитка, как лекарственного средства.

Читайте также:
Чай зеленый улун молочный

К середине VIII века, употребление чая стало обычным делом не только японских правителей и дворцовой знати, но и сословий попроще — самураев, среди которых стали практиковаться, так называемые чайные турниры, когда собравшимся почетным гостям предлагали несколько вариантов различных чаев, которые, вкусив, нужно было определить сортовую принадлежность напитка и его происхождение.

Рядовые крестьяне также получили привилегию наслаждения чайным напитком, сортом пониже. В отличие от богатых сословий, обычный люд не организовывал шумных мероприятий — чаепитие проходило в скромной тихой обстановке, в семейном кругу, за обсуждением дел насущных.

К концу VIII века, началу IX, стали оформляться первые ритуалы японского чаепития, что также не обошлось без влияния буддийских монахов — первый вариант действий при заваривании чая и особого обслуживания гостей принадлежит священнику Даё, который позже явился наставником многих чайных мастеров.

В течение следующего века, чайная церемония обрастала все новыми качествами, пропитывалась духовностью японского народа и искренней преданностью самурайских традиций. Мурата Дзюко — буддийский священник в четвертом поколении, является основоположником современных ритуалов японского чайного мастерства. Орнаментные свитки с его наставлениями и философскими изречениями — основной элемент интерьера японских чайных домов современности.

Мурата заложил в основу церемонии самое главное с точки зрения японской философии — стремление к естественности, доверию и преданности, разумеется, такой подход не устраивал напыщенных и часто нетрезвых игроков чайных турниров, которые всячески пытались препятствовать идеям Мурата, нередко — путем заключения его под стражу. Однако вариант чистоты, простоты и искренности не мог не прижиться в японской культуре, поэтому идея Мурата — «ваби», которая трактовала четыре принципа чаепития: гармония, почтительность, чистота и тишина, стала основополагающей философией ритуала.

В начале XV века Дзёо Такено впервые стал использовать отдельные строения для проведения чайных церемоний — «тясицу», представляющие из себя легкие, скромные домики с соломенной крышей, небольших размеров, которые визуально казались продолжением окружающего такой домик сада, сливаясь с ним и не нарушая природной идиллии. Дзёо также предложил глиняную чайную посуду весьма грубой отделки, которая, как и тясицу, напоминала об обычной крестьянской скромности простых японцев.

Лучший ученик Такено — Сэнно Рикю, предложил несколько изменений чайного домика, в частности — поднял окна на такую высоту, чтобы они служили только источником рассеянного света, но не давали возможность увидеть происходящее за ними, дабы ничего не должно нарушать процесса чаепития. Еще одной видной заслугой Рикю было усовершенствование сада, на территории которого расположен чайный домик, которому было дано название «тянива» и дорожки, ведущей к гостевому входу — «родзи».

Кроме того, Рикю достаточно подробно формализовал процесс церемонии, начиная с алгоритма действий гостей, и заканчивая темами разговоров, которые принято вести во время чайных бесед. Тем самым вложив в процесс чаепития духовную чистоту и скрытую, на первый взгляд, изящность, даруемую обычными скромными предметами обихода и тихими диалогами, вопреки размашистой хвастливости богатой утвари и шумных балаганов. Изящество пустоты и благость покоя — основа японской чайной церемонии.

Печальная судьба ожидала Сэнно Рикю — его сюзерена, как и всех богатых вельмож, не устраивали скромные предпочтения Рикю по внутреннему убранству чайных домиков и чайный мастер, по приказу своего повелителя был вынужден совершить самоубийство.

Однако эстетические принципы Рикю не были забыты и продолжали развиваться его семьей — внуком Сэн Сотан была открытая первая в Японии школа чайных мастеров — Сэнкэ, и это было только начало. К середине XVIII века уже существовали целые классы отдельных учебных чайных заведений, образованных мастерами, переступившими, некогда, порог Сэнкэ.

Чайная школа в современной Японии — место, где уделяют самое трепетное внимание искусству проведения церемонии, поддержания тематических бесед и соответствующего настроения, ну и, конечно — приготовлению чая и процессу чаепития.

Традиционные разновидности японских чаепитий

Как уже упоминалось, японская чайная церемония — гармоничный, организованный и максимально упорядоченный ритуал чаепития, пропитанный духом изящной простоты и душевного тепла. В отличие от китайских традиций, основное постижение заключается не столько в наслаждении процессом употребления напитка, сколько в удовольствии от проведения самого мероприятия, грамотном исполнении всех ролей спектакля и отточенном мастерстве его исполнителей.

Существует несколько стилей японских чаепитий, которые различаются порядком проведения в зависимости от времени суток, формальностью проводимого мероприятия или времени года.

Интересно знать!
Серьезные различия имеют место между летним стилем чаепития — «Фуро» и зимним — «Ро», заключаются в видах используемой посуды, способах нагревания воды, качестве древесного угля и размещении посудной утвари во время процесса чаепития.

Некоторые торжества проводятся с привязкой к определенному событию, самыми важными из которых считаются начало нового чайного сезона или применение первых практических навыков учеников чайных домов и школ.

Ниже представлены несколько традиционных разновидностей чаепитий, широко применяемые в современной Японии:

  • «Акацуки-но-Чаши» — чаепитие проводится ранним утром в зимний период, во время, когда свет позднего солнца начинает рассеивать свет зажженных свечей в стенах тясицу, меняя очертания и внешний облик посудной утвари.
  • «Ююзари-но-Чаши» — церемония во время заката в теплый летний вечер, когда участникам чаепития, с заходом солнца, открывается тайна растворения рутинного бытия прошедшего дня в мистической сфере чайного волшебства, освещаемого тайным светом хрупкой свечи.
  • «Асача-Тя» — проводится ранним прохладным утром, до восхода солнца в летний период. Главная роль чайного мастера достается выпускникам чайных школ, которые проводят свою первую в жизни, самостоятельную чайную церемонию.
  • «Шобуро» — первая летняя церемония, знаменующая начало нового года, по современному календарю — месяца мая, когда нагревание воды впервые за сезон, происходит за пределами чайного домика на портативных мангалах. Мероприятие очень значимое для японцев, особо чтущих чайные традиции своей страны, по важности не слабее отношения к празднованию обычного Нового года. Событие весьма официальное, изобилующее торжественными речами и жестикуляцией важных гостей.
  • «Сёго-но-Чаши» — кратковременное чаепитие, традиционное для времени обеденного перерыва.
  • «Кукишири-но-Чаши» — чайная церемония, завершающая летний период и знаменующая переход к зимнему сезону «Ро». Данный вид церемонии отличает использование чайного сырья, которые было собрано в первый весенний урожай и хранящегося до сих пор в герметично запечатанном глиняном сосуде, который находился все лето в прохладном погребе. С началом торжества, восковая печать срывается с крышки сосуда и чайное сырье, выдержанное без свободного доступа воздуха, что придает ему особые вкусовые и ароматные свойства, заваривается и преподносится гостям.
Читайте также:
Можно ли запивать таблетки чаем, какие таблетки, чем запивать

Кукишири является базовым стилем среди всех разновидностей японских чаепитий и отражает ритуал открытия обновленного семейного очага — заменяются все элементы процесса на новые, включая сёдзи (раздвижные полотняные или бумажные двери), а на стены вывешиваются соответствующие новому сезону декоративные свитки с изречениями видных чайных мастеров прошлого.

Чаепитие начинается ровно в полдень 7 ноября и длится около 4 часов, сопровождая процесс употребления чая легкой закуской из печенья и несладкой сдобы.

  • «Нагори-но-Чаши» — следующее, после Кукишири, чаепитие, не такое весомое по продолжительности, однако не менее важное, при котором проводится дополнительное чествование проводов летнего Фуро и встречи зимы, остатками чая из глиняного сосуда;
  • «Ёбанаши» — тожественная церемония чаепития в вечер, накануне зимнего солнцестояния — перед самой длинной ночью в году. Процесс чаепития обязательно проводится при свете нескольких свечей, а дорожка в саду освещена сказочным светом бумажных фонарей;
  • «Хатсугама» — особенная церемония, не зависящая от принадлежности к сезонности, когда чай готовится и разливается учителем для своих учеников. Хатсугама часто называют церемонией первого чайника, когда достопочтимому учителю помогают только самые лучшие и достойные его ученики.

Традиционная японская чайная церемония: Как она появилась и в чём её скрытый смысл

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

История ритуала

Как и другие традиционные японские практики, чайная церемония пришла на острова Страны восходящего солнца из Китая. Сам напиток был знаком японцам уже с VII века; считается, что его привезли буддийские монахи. К XII веку чай был знаком уже всем сословиям японского общества, его пили и в крестьянской хижине, и при дворе сёгуна. Но если поначалу за чаем собирались, чтобы подкрепиться и побеседовать, то с XIII века монахи придали процессу употребления чая характер ритуала. Первые правила церемонии были разработаны мастером Даё.
Постепенно развиваясь и меняясь, ритуал совместного чаепития распространялся и за стены буддийских монастырей, с XV века его правилам уже обучали и мирян. Церемония пришлась по душе и самураям, перед важными сражениями за распитием чая освобождали мысли и сердце от лишнего груза, от страха смерти.

Большое влияние на становление чайной церемонии оказал Сэн-но Рикю, который жил в XVI веке. Он с молодости изучал чайные традиции, и к шестидесяти годам стал одним из самых влиятельных мастеров. Про его ритуалы самураи говорили: « Я выпил чай, приготовленный Сэн-но Рикю, я готов к смерти ». В искусстве чайной церемонии Рикю опирался на японскую идею « ваби » – простоты и естественности – и « саби » – красоты и изысканности.

В 1591 году Сэн-но Рикю по приказу правителя Тоётами Хидэёси совершил харакири. Причины неизвестны – высказываются лишь предположения, что Хидэёси не принимал того принципа простоты, на котором основывал свое учение Рикю, и считал его влияние чрезмерным. По старинному обычаю, ритуальному самоубийству мастера предшествовала чайная церемония.

Школа Рикю продолжила существование, его потомки и последователи развивали чайные традиции, опираясь на созданное мастером. Именно Рикю определил этикет церемонии, а еще – требования к используемой в церемонии утвари. Кроме того, благодаря мастеру, помимо чайного домика, где проходило чаепитие, стали создавать примыкающие к нему садик и дорожку. Сам же домик строился чрезвычайно простым, наподобие крестьянской хижины – ничего лишнего, полное соответствие принципам дзен-буддизма. Чай готовили и пили из керамической посуды, простой и без излишеств.

Главным назначением ритуала было обретение всеми гостями спокойствия, освобождение от повседневных забот, обращение к красоте и истине. Спустя четыреста лет смысл чайной церемонии остается тем же.

Не просто чаепитие, а медитация

Японская чайная церемония основана на четырех принципах: сэй – чистота, кэй – уважение, ва – гармония и дзяку – спокойствие. Само чаепитие представляет собой строго определенную последовательность действий участников, где нет места импровизации или отступлению от правил соответствующей школы.
Благодаря тому, что все гости чайного домика неукоснительно подчиняются порядку, участвуя в общем ритуале, возникает особое настроение, сходное с медитативными практиками, позволяющее отстраниться от своего привычного «я». Мастера создают во время церемонии такую атмосферу, которая приводит к умиротворению, гармонии с миром и природой – это состояние достигается через последовательное исполнение множества ритуалов.

Они начинаются еще до того, как гости попадают в комнату, где пройдет церемония. Хозяин встречает участников церемонии в садике – тянива , провожает по каменной дорожке к небольшому колодцу-бассейну, где с помощью специального ковша они могут совершить омовение рук и рта. Это символизирует чистоту не только телесную, но и духовную. После этого гости следуют в чайный домик – тясицу .

Читайте также:
От поноса чай крепкий: черный, зеленый или монастырский

В традиционном своем виде этот домик имел очень низкую дверь – меньше метра высотой, чтобы входящим приходилось опускаться на колени, чтобы попасть внутрь. Кроме того, небольшой дверной проем вынуждал вооруженных самураев оставить длинные мечи за пределами комнаты – во время церемонии гостей не отвлекали ни общественные условности, связанные с чинами, ни предметы, нарушающие спокойствие – гости как будто оказывались вне привычного мира. По японскому обычаю, обувь оставляли у порога – так делают до сих пор.
Хозяин может в знак гостеприимства передать каждому гостю маленький сложенный веер, его не допускается раскрывать – это считается невежливым.

Обстановка комнаты, где проходит чаепитие – она единственная в чайном домике – отличаются скромностью: ничто не должно отвлекать участников от медитации. В качестве украшений в комнате находятся только букет цветов, на стене – свиток с философским изречением, выбранным хозяином для предстоящей церемонии, а также – картина или каллиграфическая надпись.

Как проходит чайная церемония

Единственная комната домика – маленькая, ее стены обычно выкрашены в серый цвет, в помещении тень или даже полумрак. Японцы избегают чрезмерного освещения, стараясь затенять обстановку и оставляя минимум света. Если церемония проводится в темное время суток, у дорожки к тясицу зажигают фонари, так, чтобы их свет позволял видеть путь, не отвлекая. Самая важная часть комнаты – ниша токонома , где размещают свиток с изречением и цветы, а также благовония.

Хозяин и гости сидят на татами на коленях. Очаг, в котором готовится чай, находится посередине комнаты. В начале церемонии подают кайсэки – легкую, простую еду, которая нужна лишь для того, чтобы гости не чувствовали дискомфорт от чувства голода. Она подается, пока нагревается вода в котле или чайнике.
Непосредственно перед тем, как разливать чай, хозяин передает гостям омогаси – сладости. Их назначение состоит в том, чтобы подготовиться к горечи чая, для достижения гармонии вкуса. Во время чайной церемонии используют только зеленый порошковый чай маття.

В том, как мастер готовит чай, нет места небрежности, буквально каждый жест регламентирован и наполнен своей философией. Ручку ковша, которым наливают чай в чашку, направляют к сердцу, саму чашку держат правой рукой, платок, которым снимают крышку чайника, складывают определенным образом. Процесс приготовления чая проходит в полном молчании, гости слышат лишь звуки, которые исходят при соприкосновении утвари, кипении воды – последнее носит поэтическое название «ветра в соснах».
После того, как каждый гость получил от хозяина чашку с чаем, начинается беседа.
Искусство, обсуждение фразы из свитка в нише, чтение стихов – вот то, о чем идет речь во время церемонии. Из обязательных вопросов, которые должны задать хозяину гости – тот, что касается утвари: когда и кем она была создана. По традиции посуда керамическая, безукоризненно чистая, но со следами длительного использования. И каждому предмету, разумеется, отведена своя роль.
Несмотря на главную цель – уйти от суеты внешнего мира, во время чайной церемонии все же учитывается время года, летом, в жару, чай подают в широкой чаше, где напиток быстро охлаждается, зимой – в высокой и узкой, она долго хранит тепло.

Цветы, которые украшают нишу токонома, к концу церемонии должны слегка раскрыться, что напоминает участникам чаепития о времени, проведенном вместе. По окончании чаепития хозяин первым покидает домик, но ритуал не заканчивается после ухода последнего гостя. Оставшись в одиночестве, мастер убирает утварь и цветы, протирает татами: следы церемонии, что недавно происходила в чайном домике, должны остаться только в сознании.

Другое воплощение ваби-саби в японском искусстве – трехстишия хайку.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Чайная церемония в Японии

Чайная церемония в Японии это особый ритуал, ведущий свое начало из средних веков и почитаемый по сей день.

Создали чайную церемонию монахи-буддисты, и вскоре она стала неотъемлимой частью японской культуры, прославив ее на весь мир.

Японская чайная церемония

В общих чертах чайная церемония является протекающей по определенным правилам встречей чайного мастера и его гостей для коллективного отдыха, созерцания красоты, скрытой в обычных вещах, разговоров, во время которых происходило чаепитие. Церемония проводится в специфически обставленном помещении и представляет собой действия, осуществляемые в определенном порядке.

Чайная церемония фото

Как проводить чайную церемонию

Перед началом таинства гости располагаются в помещении, где им подносятся маленькие чашки с кипятком, для того, чтобы вызвать у гостей предвкушение последующей церемонии как прекрасного и уютного события.

Затем гости идут через чайный сад тянива к чайному домику тясицу по покрытой камнями дорожке родзи, которая выглядит как горная тропинка и создает ощущение природной естественности. Этот переход имеет особый смысл – уход от жизненной суеты, мелких забот, волнений и несчастий.

Тясицу и выложенная камнями дорожка родзи

Смотря на сад, участники церемонии предрасполагаются к духовному созерцанию и очищают мысли от повседневных забот.

Когда гости доходят до чайного домика, к ним выходит хозяин. По окончании спокойного, умеренного приветствия посетители идут к стоящему рядом колодцу и проводят церемонию омовения. Вода черпается небольшим ковшиком с длинной ручкой, участник церемонии омывает лицо, руки, полоскает рот, затем моет ручку черпака. Церемония омовения означает установление телесной и духовной чистоты.

Читайте также:
Чаговый чай, польза и вред березового гриба

Затем гости через маленький вход, обозначающий край обыденного, суетного мира, входят в чайный домик и разуваются. Маленькие размеры входа заставляют согнуться гостей , что обозначает их равенство на момент проведения церемонии – поклониться должен любой человек, вне зависимости от происхождения, денежного достатка или занимаемой должности.

Искусство чайной церемонии в Японии

Перед визитом участников чаепития хозяин разжигает огонь в очаге, ставит над ним котел с водой и размещает в специальной нише рядом с входом токоному (свиток с высказыванием, которое задает тематику церемонии), букет цветов и курильницу.

Войдя в домик после гостей, хозяин отвешивает поклон и садится рядом с очагом, напротив остальных участников церемонии. Недалеко от хозяина находятся нужные для проведения чаепития предметы: деревянный ларец с чаем, чаша и мешалка из бамбука. Перед чаепитием, гостям подносится кайсэки — простая, некалорийная но изысканная еда, которая не насытит, но снимет чувство голода. Слово «кайсэки» происходит от нагретого камня, который в древние времена буддийские монахи клали за пазуху для смягчения голода. Перед самим чаепитием раздаются «омогаси» – сладости к чаю.

По окончании приема пищи участники церемонии ненадолго покидают чайный домик, чтобы прогуляться по саду перед основной церемонией пития чая. Пока гости находятся снаружи, хозяин вместо свитка кладет в токоному тябану – эстетический букет из цветов или веток. Эта композиция основывается на правиле единства контрастов, к примеру, это может быть сосновая ветвь, олицетворяющая надежность и прочность, рядом с цветком камелии, который обозначает чувствительность и хрупкость.

После возвращения участников в домик наступает основная часть церемонии – приготовление хозяином и питьё густого порошкового зелёного чая. Приготовление чая проходит в абсолютной тишине. Все действия и движения хозяина точно проработаны и размеренны, мастер движется в ритм с дыханием, гости сосредоточенно наблюдают за таинством, слушая звуки закипающей воды и потрескивание горящего очага. Это наиболее медитативный этап чайной церемонии. Чай засыпается в грубую керамическую чашу, затем она наполняется кипятком, и чай перемешивается бамбуковой мешалкой до полного приготовления.

Посуда для японской чайной церемонии фото

Хозяин поклоняется участникам церемонии и передает чашу с густым чаем старшему гостю. Гость кладёт на левую ладонь шёлковый платок фукуса, берет чашу правой рукой, ставит её на левую ладонь и делает глоток чая. После этого он опускает фукуса на циновку, вытирает края чаши и отдает ее следующему по порядку. Каждый гость подобным образом отпивает чай.

Питье чая из общей чаши олицетворяет единение участников церемонии. Когда гости опустошат чашу, она вновь пойдет по рукам пустая, чтобы каждый тщательно оглядел чашу, познал её очертания, вновь ощутил в руке.

Затем хозяин приготавливает лёгкий чай для каждого участника чаепития в отдельных маленьких чашках. Наступает время беседы, темой которой становится надпись на свитке в токонома, изящество композиции из цветов, чаша для чая, приготовленный мастером чай.

После окончания разговоров хозяин, просит прощения и уходит из чайного домика, обозначая этим окончание церемонии. Гости в последний раз оглядывают убранство, символику и утварь, используемую для приготовления чая, цветы в токонома, раскрывшиеся в конце чаепития и символизирующие время, проведенное гостями совместно.

Когда гости выходят из чайного домика, хозяин стоит рядом со входом и молча поклоняется покидающим церемонию. Затем хозяин какое-то время находится в чайном домике, мысленно возвращаясь к минувшему чаепитию и думая о чувствах, вызванных им. После мастер выносит посуду, убирает цветочную композицию, чистит татами и покидает чайный домик.

Видео

Интересное видео о японской чайной церемонии с комментариями переводчика.

Жанр статьи – Культура Японии

Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!

Японская чайная церемония

Распитие чая ещё в далёкие времена считалось одним из важнейших времяпрепровождений многих народов. Многие века люди формировали традиции, которым следовали будущие поколения. В данной статье можно ознакомиться с традициями приготовления чая, использование различных сортов, подача и многое другое.

История чайной церемонии

Немногие знают, но первые упоминания о чае можно прочесть в летописях, сделанных в 4 веке. В то время чай был привезён в Японию впервые и был в форме брикетов с прессованной крошкой. Позже начали привозить чайные семена и отдельные сухие листья. Позже буддисты в Японии стали выращивать плантации около церквей и превратили простое чаепитие в религиозный процесс.

Чаепитие имело большое количество возможных трактовок: поклонение богам; предотвращение болезней, усталости, апатии; раскрытие душевной силы и обычное расслабление организма после тяжёлого рабочего дня. Пить чай можно было лишь тем, кто превосходил остальных людей во власти или поступках, был чист душой, спокоен и настроен на потребление.

Стоит учесть тот факт, что каждый человек пытался достичь идеала в проведении церемонии, поэтому могли тренироваться годами. Научившись этому делу, монахи делились своим мастерством с учениками, передавали правила истоков и умение абстрагироваться от мирских проблем во время чайной церемонии.

Спустя столетия люди пронесли традиции древнего мира, однако, многие правила изменились благодаря эпохам, миру и другим жизненным обстоятельствам.

Как проходит церемония чаепития

Традиционно чайная церемония проходит по особым правилам и состоит из нескольких этапов. Неотъемлемой частью чаепития является внутреннее состояние как гостей, так и самого мастера. Все они должны быть в гармонии с душой и телом, иметь спокойное состояние и чистые помыслы, почтительно относится к хозяину дома.

Читайте также:
Чайные церемонии: традиции разных народов

Предварительный этап

С самого начала мастер приглашает в свой дом 5 гостей для участия в церемонии. Приглашения всегда предстаёт в официальном формате и создаётся заранее.

Приглашённые гости обязаны пристать мастеру благодарность (это делается за несколько дней до церемонии). Каждый гость знает, что при себе и на себе необходимо иметь определённый набор вещей.

  1. Так, одежда должна быть традиционной, лучше всего подойдёт японское кимоно, сшитое из нежного шёлка. Цвет одежды не должен быть ярким, приглушённые однотонные цвета являются отличным вариантом.
  2. Всем участникам потребуется взять веер. Он может потребоваться для того, что выразить дань уважение к хозяину правильно проведённой церемонии.

Первый этап

Чайная церемония начинается с прихода гостей, очищения своей и пространственной ауры. Гости при входе оставляют лишние вещи и отправляются на прогулку по саду, который находится недалеко от чайного домика. Благодаря прогулке гости погружаются в спокойную и тихую атмосферу, где нет сложных бытовых проблем.

Хозяин торжества будет встречать гостей после прогулки. Около небольшого домика гости омывают руки, потом лицо и в самом конце ополаскивают рот водой из колодца.

К тому моменту, как гости зайдут в дом, у мастера украшена комната, расставлено много цветов, а вода в медном чайнике уже греется.

Гости рассаживаются и начинают читать свиток, который так же находится в комнате. После того, как все гости ознакомятся с содержимым свитка, хозяин имеет право зайти в дом. Надписи в свитке задают ключевую тему, которая будет на церемонии чаепития.

Подготовка к приготовлению чая

Сделав поклон, хозяин проходит в комнату к гостям. Далее, он садится напротив всех приглашённых, а рядом с ним находятся предметы для заваривания чая. Во время заваривания гости могут немного перекусить. Еда всегда бывает изысканной, приготовленной по всем японским традициям. Гости могут покушать так, что не утолять голод полостью. Такое требование существует для того, чтобы после принятия пищи гости с удовольствием принимали участие в распитии чая.

Заварка чая

После утоления голода, который мешал гармонии процесса, хозяин приступает к завариванию чая. Данный процесс исполняется в полной тишине. Благодаря молчанию людей, природа наполняет звуками всё пространство. Вода переливается в разные сосуды, слышен треск огня и пение птиц с улицы.

Движения хозяина должны быть чёткими и хорошо продуманными. Как говорилось ранее, мастер может годами тренировать техники разлива жидкости для получения идеального результата.

Чай может быть разным:

  • Густой;
  • Жидкий.

Каждый гость попробует оба варианта, потому что они идут друг за другом. Первым чашку получит старший представитель, затем чай будет передаваться на убывание возраста. Передают чашку таким образом, чтобы в конце она вновь оказалась у хозяина церемонии.

Удивительным является и тот факт, что чашка будет передаваться гостям ещё раз. Пустая, она будет передаваться по кругу для того, чтобы гости смогли рассмотреть узор невероятной красоты и утончённого мастерства.

Последняя стадия

В этой стадии гостям удастся попробовать жидкий чай, о котором говорилось ранее. Данный напиток уже варится для каждого гостя в отдельности, так что все получат маленькую чашечку.

В это же время компания начинает обсуждать надписи из свитка. Читают умные изречения. Разговор может зайти и про обстановку комнаты: предметы утвари либо специально поставленные композиции. Мастер может угостить гостей необычными сладостями.

Под самый конец церемонии хозяин должен первый покинуть домик. После его ухода гости должны ещё раз осмотреть обстановку, надписи в свитке и огонь. Гости начинают собираться для завершения чайной церемонии. У входа хозяин прощается со всеми и делает поклон каждому, то же самое делают и гости.

После этого мастер заходит в домик и начинает медитировать и убирать все предметы, которыми гости пользовались во время распития чая.

Место для чаепития

Опытный хозяин знает, как необходимо проводить церемонию, чтобы она следовала всем традициям. Место для чаепития является неотъемлемой частью ритуала. Чайный домик, сад и тропинка имеют свои названия и трактовки, придуманные много веков назад.

Сад-тянива

Сад, который издревле используется для приятия гостей во время чайной церемонии. Войти в него можно через небольшие ворота. Далее гостям будет необходимо пройти по каменной тропинке небыстрыми агами. Такая прогулка расслабляет и настраивает на спокойное времяпрепровождение. Высокий забор из бамбука поможет скрыться от посторонних людей и на время уйти от бытовых проблем.

В первой части сада находится просторное место для ожидания. Конструкция имеет плотные стены, с их помощью людям доступна тишина и возможность находиться в медитативном состоянии. В этой же конструкции мастер и будет встречать своих посетителей.

В саду происходит небольшая прогулка, которая является началом самой церемонии.

Тропинка-родзи

Родзи – каменная дорожка, по которой гости прогуливаются до чайного домика. Тропинка расположена в саду и предназначена для того, чтобы посетитель смог успокоиться, помедитировать и гармонизировать свою душу перед чаепитием.

Камни на этой дорожке не бывают обработанными, из-за этого гости ощущают приятное покалывание в ступнях. Прогулка по саду может напоминать путешествие по горам, если войти в природный баланс.

Сосредоточившись на процессе прогулки и сближением с природой, человек отпускает мирские заботы и открывает душу для церемонии.

Читайте также:
Русское чаепитие, особенности чаепития на Руси, культура пития

Дом – тисяцу

Такое название имеет тот самый домик, в котором мастер ждёт и принимает своих гостей на церемониях чаепития. Самое по себе здание небольшое по размеру и состоит обычно только из одной комнаты. Однако помещение должно быть светлым, поэтому окон может быть от шести до восьми.

Важным является и вид из окон. Он не должен быть красивым, потому что местные красоты будут отвлекать гостей от умиротворения церемонии.

Вход в дом будет узким и низким. Когда посетитель наклоняется перед входом, то отдаёт дать уважения перед хозяином, так же поклон показывает, что каждый человек равен по статусу и в домике нет чинов.

Интерьер должен соответствовать той теме, которая прописана в свитке. Цветы, вазы, узоры на посуде – всё должно соответствовать положенному стилю. Каждый предмет необходимо гармонизировать с пространством, так времяпрепровождение станет приятней.

Какая посуда используется?

Традиции сформировали определённый вид посуды, который повсеместно используют во всех чайных домах. Такая посуда делается из фарфора, на вид простая с красивыми узорами, старая.

Лучше всего использовать деревянную посуду, которая передавалась многие поколения. Так он представлять больше ценности и содержать в себе больше смысла и важности, чем современные блюдца.

Как ни странно, но японцы не считают необходимым держать такую посуду в идеальном состоянии. Безусловно, она должна быть чистой, но следу старины будут придавать ей больше шарма, загадки.

Набор для типичный чайной церемонии может выглядеть примерно так:

  1. Тясака – небольшая ложка для засыпания чая. Чаще всего делается из бамбука.
  2. Кобукуса – кусочек ткани, на котором будут находиться все предметы утвари во время церемонии.
  3. Тябако – коробочка, в которой хранят чай
  4. Чаван – чашки небольшого размера, которые будут у каждого гостя во время потребления второго напитка.
  5. Тяван – чаша с чаем. Обычно большого размера. Именно из неё гости будут пить первый напиток на церемонии.
  6. Тягама – ёмкость, в которой вода будет нагреваться.

Какой чай используется?

Не секрет, что именно в Японии зародилось искусство потребления чая матча, или как его принято называть в стране восходящего солнца – маття.

Как уже говорилось ранее, церемония чаепития состоит из двух этапов: употребление чая, который имеет разную консистенцию.

Так, первый и густой напиток называется Койта. Распивают его из одной чашки и после него рассматривают узоры на посуде.

Второй, более жидкий чай называется Юсуття. Он предназначен для того, чтобы каждый гость насладился отдельной порцией невероятно вкусного напитка.

Подача чая

Подача чая не является сложным процессом, если мастер несколько лет тренировался в данном искусстве.

Мастер на вечере сидит напротив гостей, поэтому тогда, когда он подаёт чай, делает поклон для передачи напитка. Поклон делается и для того, чтобы показать гостю благодарность за его приход.

После раздачи напитка все члены общества начинают разговаривать. Такие разговоры длятся очень долго, потому что проводятся медленно, без потери гармонии и спокойствия.

Чай тоже пьют медленно. Чем дольше гость пьёт напиток, тем лучше он сможет прочувствовать каждую нотку вкуса.

Виды церемоний

Чайные церемонии не всегда проводят в одно и то же время. Каждое время суток предназначено для своего правильного использования. Причинами собратья вместе могут стать бытовые трудности.

  1. Утро – начиная с шести часов церемонии проводят, чаще всего, в жаркое время – летом. Так, можно насладиться утренней прохладой и отправиться на работы без суеты, в полной гармонии с самим собой.
  2. Время после обеда – такие церемонии возвращают к мирскому бытию после потребления пищи.
  3. Вечер – в такое время хочется расслабиться после работы и провести время с любимой семьёй.
  4. Ночь – если церемония будет проводиться ночью, то обязательно при свете луны. Гости могут сидеть друг другом примерно до 4 утра и разговаривать про жизнь.
  5. Восход – а такое время люди сидят до утреннего чаепития, а то есть до 6 утра.
  6. Повод – иногда для того, чтобы собраться, необходим особый повод. Такие мероприятия обычно проводятся во время праздников. Люди специально зовут человека, который обладает искусством церемоний и проведёт её, учитывая все тонкости и традиции.

Чайная традиция в современности

Великая культура потребления чая сложилась многие века назад. Японцы чтят культуру предков, и именно поэтому пытаются не терять традиции.

Из-за постоянной загруженности на работе не многим удаётся посетить чайные дома, поэтому жители придумали маленькие ресторанчики, в которых можно посидеть после работы. Такая церемония может выглядеть как обычный обед, но главной задачей всё же будет оставаться – гармония с душой и телом, спокойные, тихие разговоры без лишних вольностей.

Однако вольности могут быть в другом. Например, чай может быть холодным и в простых стеклянных бутылках. Может это будет напиток, купленный в кофейном автомате. Такое можно себе позволить не из-за того, что культура забыта, а из-за непосильной нагрузки на работе и недостатка времени.

Чайная церемония является одной из самых удивительных традиций, когда-либо зародившихся на этот свет. Страны по всему миру стремятся к тому, чтобы хоть раз в своей жизни попробовать себя в роли мастера или гостя и насладиться чаем в приятной компании.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: