Чайный путь: как доставлялся чай в Россию

Чайный путь: путешествие чая из Китая в Россию

В 15-16 вв. между Европой и Азией пролегал Великий чайный путь. Это дорога, по которой шли караваны с чаем. Путь считался вторым после Великого шелкового пути по объемам торгового оборота. Он шел из Китая по территории Монголии и России. Просуществовавший более 200 лет путь сыграл неоценимую роль в развитии взаимоотношений народов этих стран, оказал большое влияние на развитие экономики, торговли, культуры.

Строительство чайного пути

Чайный путь проходил по Сибирскому тракту, старинному сухопутному маршруту. Так называли его южную ветку, которая начиналась от Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ) до Кяхты. Все началось с подписания в 1727 году Буринского договора, согласно которому были установлены границы около будущего города Кяхты. Чуть позже был заключен Кяхтинский трактат об определении торговых и политических отношений между Россией и Китаем.

Был заложен город Троицкосавск, а рядом с ним торговая слобода Кяхта и город Маймачен со стороны Китая. Кяхта стала центром торговли между двумя странами. Большую роль в торговых отношениях сыграл Верхнеудинск, там был перевалочный и товарораспределительный узел, а позже пункт оптовой торговли. В нем проводились крупные торговые ярмарки, регулировалась торговля с Монголией и Китаем.

Чай был одним из важнейших предметов торговли, несмотря на то, что долгое время в России чай оставался напитком аристократов и стоил очень дорого. Со временем китайский чай стал популярным и у простого народа. Россия превратилась в одну из самых чаепотребляемых стран мира.

В первой половине 19 века через Кяхту проходило в шесть раз больше чая, чем в конце 18 века. Китай был заинтересован в экспорте чая в Россию и интерес к русскому рынку только рос. Через Кяхту чай поступал во многие города России, а также на Аляску, в Западную Европу. К концу 19 века популярность Кяхты выросла настолько, что город стали именовать «Российской столицей чая» и «городом-миллионером». В Кяхте было около 100 купеческих торговых домов, которые принадлежали купцам-миллионерам. Торговый оборот достигал 30 млн. рублей.

Как доставлялся чай

Чай в Китае закупался в обмен на пушнину, икру и другие продукты. Процесс закупки был тщательно продуман. Сначала русские купцы получали от китайских продавцов узоры, так назывались образцы продукции от всех поставщиков. После определения качества каждого товара составлялось секретное положение, где была представлена сравнительная оценка китайских и русских товаров. Высоко оценивались цветочные чаи, в составе которых были типсы, покрытые белым пушком. Остальные чаи делились на три сорта.

В 18 веке зеленый чай, поставляемый в Кяхту, был более высокого качества, чем тот, который получала Европа через Кантон. В 19 веке в Кяхту стал поступать плиточный и байховый чай. Весь товар проверялся на таможне. После чего ящики с чаем обшивались выделанными шкурками, мехом вовнутрь. Такую тару в народе прозвали цибиками. Они были квадратными или прямоугольными. Стандартный квадратный цибик вмещал 24-26 кг чая, а его вес с обшитым ящиком составлял около 47 кг. Прямоугольные цибики были больше и могли вместить до 36 кг, полный вес составлял до 55 кг. Ящики грузили на верблюдов. Каждый верблюд вез на себе до 220 кг груза, из которых 150 кг составлял чай.

Караваны верблюдов двигались по нескольким маршрутам. Некоторые из них были очень сложными. Из Кяхты в центр России чай переправляли по рекам Селенге, Ангаре, Байкалу до Енисейска. Оттуда груз должен был добраться по суше до реки Кеть. Далее снова по реке до города Колпашево. Следующим перевалочным пунктом был город Тобольск. До него ящики с чаем шли по рекам Иртыш и Обь. Путешествие было долгим, зимой из Тобольска чай увозили на санях до реки Чусовая. И только летом оттуда его доставляли по воде в Нижний Новгород, в Ирбит и на Макарьевскую ярмарку. Позже чай поступал в Москву.

Путь чая из Китая в Москву составлял 11 тысяч километров. По времени он занимал от шести месяцев до года. Казенные караваны организовывали раз в три года. Такой караван возглавлял доверенный купец, сопровождал правительственный комиссар, гвардейский офицер с охраной в составе 100 казаков и 4 целовальника (должностные лица по сбору податей). Численность казенного каравана достигала 200 человек.

Чай в России 19-20 века

На Европейской части России Москва в 19 веке являлась главным распределительным центром. В Северную столицу оттуда привозили весь чай. В это время в Москве было открыто уже более 300 чайных, 100 чайных магазинов, а в Петербурге только одна чайная лавка.

В середине 19 века наступил кризис в торговой области Кяхты. Причина — популярность морского пути через многочисленные порты. Доставка морем делала чай дешевле. В результате этого был заключен Петербургский договор между Россией и Китаем, торговые обороты возросли, но не для Кяхты. После того, как был построен Суэцкий канал, значение Кяхты, как крупного торгового города, заметно снизилось. Производство чая началось на Цейлоне и в Индии, через Суэцкий канал доставка чая в Европу стала более дешевой.

Караванная торговля потерпела полный крах в 1903 году, когда была построена Транссибирская магистраль. Поезда доставляли чай в Москву быстрее, это было более выгодно, чай заметно подешевел и стал доступен обычным людям. Многие купцы переехали из Кяхты и Верхнеудинска в Москву и Петербург.

Русские купцы сыграли большую роль в развитии чайного производства в Китае и в торговле между нашими странами. Самый крупный чайный рынок располагался в городе Ханькоу. Русские купцы построили в 1861 году порт, откуда чай перевозился морем в Россию и Европу. Первая железная дорога Китая была построена русским купцом А. Д. Старцевым. За десять лет в конце 19 века русские купцы открыли в Ханькоу восемь перерабатывающих чай заводов. Великий чайный путь просуществовал до 1929 года.

Читайте также:
Латте чай - рецепты, как сделать вкусный чай латте как в старбаксе

Великий чайный путь в наши дни

Сейчас многие участки, входившие в знаменитый Великий чайный путь, превратились в автомобильные и железнодорожные магистрали. Они продолжают использоваться для осуществления торговли между странами. Многие города считаются исторически значимыми объектами: Кяхта, Улан-Удэ в Бурятии, Енисейск, Ачинск в Красноярской области, Колывань в Новосибирской области, Тобольск, Ишим в Тюменской, Кызыл в республике Тува и другие населенные пункты.

В 1992 году был разработан туристический проект «Великий чайный путь». В его создании приняли участие представители Монголии, России и Китая. На сегодняшний день это самый длинный сухопутный туристический маршрут, который позволяет познакомиться с культурой стран, узнать много исторических интересных фактов. На всем протяжении маршрута расположены исторические объекты, воссоздающие определенные моменты истории и культуры разных народов.

От Чайного пути – к Степному: история и современность

Автор: Л.Хангай, перевод С.Безруков

Прошлое, настоящее и новые перспективы Чайного пути – в статье Л.Хангая, бывшего Чрезвычайного и Полномочного посла Монголии в РФ, ныне личного представителя президента по вопросам экономических, инфраструктурных и инвестиционных отношений с Россией.

Л.Хангай – личный представитель президента Монголии по вопросам экономических, инфраструктурных и инвестиционных отношений с Россией.

Сегодня о Шелковом пути монголы знают намного больше, чем о Чайном. Однако ввиду того, что Чайный путь, в отличие от Шелкового, пролегал через всю Монголию, он сыграл весьма существенную роль в истории Монголии, поэтому хочу вкратце напомнить читателям о создании Чайного пути, его взлете и падении.

Об истории Чайного пути

28 августа 1628 тргода в осоге Нерчинск, который находился севернее нынешнего Восточного аймака Монголии, представители российской династии Романовых и маньчжурской династии Цинь подписали один договор. Это был первый договор в истории взаимоотношений двух стран, который позднее стал называться как Нерчинский.

Настоящим договором была установлена общая государственная граница и достигнута договоренность об осуществлении взаимной торговли. Но, ввиду отсутствия дорог и сообщений и неопределенности некоторых положений договора, реальные условия ведения торговли были созданы только после уточнения государственной границы Буринским договором от 20 августа 1727 г. и определения основных принципов торговли Кяхтинским договором от 21 октября того же года.

На основании этих договоров вскоре были созданы приграничные торговые пункты: на российской стороне – Кяхта, а на другой стороне – Маймачен. И вот более чем на двести лет эти пункты стали основной точкой торговли между Россией и Китаем. Но с открытием Суэцкого канала в 1869 г. и началом эскплуатации Транссибирской железной дороги в 1903 г. ее значение существенно снизилась, а в связи с Синьхайской революцией в Китае 1911 г., Первой Мировой Войной, а также Октябрьской революцией в России и Народной революцией в Монголии и вовсе упало. Тем не менее вплоть до 1927 г. торговля продолжалась в определенных масштабах.

Чайный путь в Кяхте. Конец XIX в.

В связи с тем, что основным товаром, перевозимым по пути Кяхта – Маймачен с китайской стороны был чай, торговый путь стал называться Чайным. Конечным пунктом Чайного пути, имеющего протяженность около 9 тысяч километров, явилась Москва. Чай, выращенный и собранный в южных и центральных провинциях Китая, доставлялся в Калган, а оттуда через Замын-Уд, Чойр и Хурээ его везли в Кяхту.

Чай заворачивали в сырые шкуры домашнего скота* и транспортировали караваном на вьючных верблюдах. Количество верблюдов в караване порою достигало тысячи, каждый верблюд вез до двухсот килограммов на себе или тащил четыреста килограммов на телеге. Караван преодолевал расстояние около 30-40 километров в день. Из-за особенностей природно-климатических условий караваны выдвигались в путь только осенью и зимой. Великую пустыню и степь между Калганом и Кяхтой они пересекали за 30-40 дней.

Помимо чая из Китая везли также шелк и фарфоровые изделия. Обратно караваны везли драгоценные меха, шерстянные ткани (иногда даже английского и немецкого производства), а впоследствии также и хлопчатобумажные ткани.

Фото с экспозиции Музея чая (Исторический музей почтовой станции города Эрлянь Илинь, Китай).

Читайте также:
Дегустатор чая: тонкости и обязанности такой профессии

Исследователи пишут, что Кяхта была самым прибыльным направлением внешней торговли России того времени. В XIX веке Кяхта была вторым населенным пунктом после Москвы по количеству купцов – миллионеров.

Американский журналист Ж.Кеннан, побывавший в Кяхте в 1881 году, писал, что через этот торговый пункт в год проходят товары на общую сумму в 10-15 млн. долларов США (при переводе на сегодняшний курс это огромный показатель). Кяхту середины XIX века сравнивали с Гонконгом того времени. Говоря современным языком, пункт Кяхта-Маймачен был зоной свободной торговли.

Фото с экспозиции Музея чая (Исторический музей почтовой станции города Эрлянь Илинь, Китай).

Поскольку Хурээ находился на Чайном пути – главной торговой артерии между Россией и Китаем – с 1786 года маньчжурские власти разместили там своего амбаня (губернатора), а открытие в 1861 году российского консульства стало подтверждением масштабов и значения населенного пункта как в пределах Внешней Монголии, так и на международной арене. Более того, Хурээ в ходе своего развития превратился не только в административный и религиозный центр Монголии, но и в крупный международный торговый центр. Именно из Хурээ товары, привозимые из России и Китая, распространялись по всей Монголии.

Памятник верблюжьему каравану с чаем. Современный Улаанбаатар. Фото medee.mn

С другой стороны, можно сказать, что монголы почти 300 лет осуществляли транзитные перевозки не только между Россией и Китаем, но и между Европой и Азией в целом.

Современный Чайный путь

Маршрут Улаанбаатарской железной дороги, построенной в 1947-1956 гг. в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МНР и СССР заключенным в 1947 году, совпадает с маршрутом Чайного пути, поэтому имеются все основания назвать его современным Чайным путем.

Иначе говоря, эта трансмонгольская железная дорога, как и старый Чайный путь, успешно выполняет функцию главной торговой магистрали, соединяющей не только Россию с Китаем, но и Европу с Азией. С этой железной дорогой напрямую связано и развитие современной Монголии. Дома и здания сегодняшнего Улан-Батора, фабрики и заводы в Дархане, флагман монгольской индустрии – совместный горно-обогатительный комбинат «Эрдэнэт» – были возведены именно благодаря ей.

Тут хочется более подробно рассказать о значении железной дороги.

В XIX веке железные дороги оказывали влияние не только на темпы экономического развития государств, но и на их суверенитет. К примеру, в конце XIX века в Китае развитые страны на основании концессии сперва строили железную дорогу, а затем прилегающие территории превращали в зону своего влияния.

В то время поговаривали и о строительстве железных дорог Кяхта-Хурээ и Калган-Хурээ, но по финансовым и по другим причинам эти замыслы не были реализованы. А ведь если хотя бы одна из них была бы проложена, современный облик Монголии мог быть совсем иным.

В то время для обслуживания каждого километра дороги требовалось 20-25 человек. Естественно, малочисленные кочевники-монголы не могли бы выполнять эту работу, поэтому пришлось бы приглашать и заселять иностранных рабочих. Но вследствие того, что после Второй Мировой Войны статус-кво Монголии был подтвержден на международном уровне и страна стала соседствовать с двумя дружественными государствами, ситуация изменилась коренным образом, а Улан-Баторская железная дорога, построенная в середине прошлого века благодаря помощи СССР, принесла Монголии только прогресс.

Вместо каравана стали ездить поезда.1956 г.

Наряду с железной дорогой, проложенной вдоль маршрута Чайного пути, построена и автомобильная дорога. Также рассматриваются вопросы строительства ЛЭП и газопровода по данному маршруту. Над маршрутом Чайного пути проходит и воздушная трасса, соединяющая Россию с Китаем. В последнее время этим транспортным магистралям, а также планируемым проектам наши дали общее название – «Степной путь». Конечно, это дело вкуса.

Отрадно, что в последнее время участились конференции и заседания российских, монгольских и китайских ученых и исследователей по вопросам Чайного пути, а туристические компании стали организовывать поездки по его маршрутам.

Подводя итоги, можно сказать, что Монголия, расположенная между Российской Федерацией, самой обширной и богатой ресурсами страной, и Китайской Народной Республикой, самой густонаселенной страной с бурно развивающейся экономикой, может получить огромную экономическую выгоду от развития транспортной инфраструктуры вдоль маршрута Чайного пути.

*Высохшая шкура становилась тарой, которая была крепче, чем деревянные ящики и корзины из прутьев.

Справка

Лувсандандарын Хангай – личный представитель президента Монголии Ц.Элбэгдоржа по вопросам экономических, инфраструктурных и инвестиционных отношений с Россией. Чрезвычайный и Полномочный посол Монголии в РФ с 2006 по 2008 год. В конце 80-х годов ХХ века учился в московской Высшей партийной школе. Бывший исполнительный директор гостиницы «Чингисхан» в Улан-Баторе. Отец Л. Хангая работал в Посольстве МНР в СССР. В январе 2010 года награжден орденом Дружбы за большой вклад в укрепление российско-монгольского сотрудничества Указом Президента Российской Федерации.

 Великий чайный путь

Родина чайного растения — Юго-Восточная Азия, а точнее — тот регион, где расположен современный Вьетнам. Отсюда чай распространился в другие страны — в Китай, Бирму, Индию. Родиной чай-напитка издавна считается Юго-Западный Китай, провинция Юньнань. Он стал известен человеку задолго до нашей эры, его история уходит вглубь веков. Согласно одной из легенд первыми стали употреблять настой листьев чая пастухи на юге Китая, обратив внимание на животных, которые щипали листочки с кустов и делались бодрее. Считают также, что чай пришел к людям в начале как лекарство, а затем стал повседневным напитком. В литературе есть данные, что он был известен еще в 2700 г. до н.э. История распространения чайного пути очень богатая и почти детективна.

Читайте также:
Чай Комбуча — отличная альтернатива лимонаду, польза, вред

История формирования

Современные источники дают информацию о разных маршрутах доставки китайского чая в соседние страны. Так, говорится о существовавшей с IIV-X веков так называемой «Конной чайной дороге» (Ча Ма Дао), по которой по горным тропам навьюченные чаем караваны шли из провинций Юньнань и Сычуань в Тибет и далее в Непал и Индию. Осуществлявшийся при этом торговый обмен был примером своего рода бартера – китайский чай в обмен на тибетских лошадей.

Однако был и северный маршрут, благодаря которому с чаем как раз познакомилась и Россия. Как караванный чайный путь между Азией и Европой, он возник в XVIII-XIX веках. «Русский» маршрут пересекал территорию нынешней Монголии и через Россию шел в Европу. Его протяжённость только от Пекина до Москвы составляла приблизительно 9000 км, а по объемам торгового оборота он лишь немногим уступал традиционным маршрутам Шелкового пути, пролегавшим через Центральную Азию и Ближний Восток.

«Российский чайный путь» начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более, чем 150 городов трех стран.

Общую линию можно прочертить от Уханя до Пекина, далее до Хух-Хото, Урги (ныне Улан-Батора), Дархана, Троицкосавска (ныне Кяхты). Кяхта некогда была главным торговым центром чайного пути, не зря его называли «Российской столицей чая». От Кяхты маршрут следовал до Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ) и далее до Красноярска, Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.

Кроме маршрута «на запад России» , существовал и водно-сухопутный маршрут, который «уходил» на российский северо-восток. Он шел по реке Янцзы до Шанхая, далее — через Люйшунь, Шэньян в нынешний Забайкальск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) этот маршрут соединялся с описанным выше трансмонгольским путем, а затем пролегал на северо-восток, вдоль реки Лена, через Якутск и далее на Аляску. (можно на карте прорисовать эти маршруты?)

Некоторое количество чая перевозили также по маршруту Великого Шёлкового пути (через Среднюю Азию). Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путём через Суэцкий канал и Одессу. В Приморье чай доставляли через Владивосток. В другие страны чай попадал морским путём. Из Шанхая маршруты шли в Лондон, Ливерпуль, Бостон.

В 1787 году в России была основана первая чаеторгующая компания «Перлов с сыновьями». Несколько позже появляется обособленный клан торговцев чаем — «чайники». С этого времени чай начинают продавать не только в столицах и близких к ним городам, но и в других регионах России. Очень важным для русской чайной истории стал 1903 год — завершилось строительство Транссибирской магистрали, что положило конец караванной торговле. Вместе с тем, благодаря скорости доставки, чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.

Чайные растения принадлежат к одному семейству — розы и камелии, класс (Camelliaceae) по системе Линнея. В культурном состоянии это благородное растение разводится в виде куста и напоминает розовый куст Ботаники выделяют два вида чая: китайский и ассамский. Китайский чай — это вечнозеленый кустарник высотой 3-6 м, распространенный и культивируемый в Китае, Корее, Японии. Ассамский чай (назван по индийской местности Ассам) — дерево высотой 10-12 м, распространенное на полуострове Индостан. Растения совсем не похожи одно на другое.. Эти различия связаны с условиями произрастания.

В зависимости от стадий обработки — завяливания, скручивания, ферментации, сушки и сортировки различают типы чая: черный, красный, желтый, зеленый…

Чай по праву называют «философским напитком». Чай в Китае считается небесным началом, дающим энергию Земли, неба и Солнца. Чай пьют во все мире. Появление чая как напитка овеяно увлекательными поэтическими легендами. О чае слагали стихи , поэмы, он был предметом особых церемоний. Ритуал чайной церемонии китайцы с древних времен воспринимают как соединение Неба и Земли — энергии Инь и Янь.

Из Забайкалья по «Чайному пути»

Великий чайный путь – это караванный путь , пролегавший в XVI-XIX веках между Азией и Европой . Путь , который охватывал территории Китая , Монголии , России и действовал более 200 лет после , стал основой для развития туризма и создания международного маршрута . Забайкалье играет ключевую роль – именно здесь начинается туристический путь .

Туристический проект « Великий чайный путь » разрабатывается с начала 90-х годов при поддержке России , Монголии и Китая . Интерес к проекту вылился в проведение совещания всероссийского масштаба с участием представителей власти регионов Сибири , туроператоров и холдинга « РЖД-Тур » 4 июня , которое пройдёт в столице Забайкальского края . Факт , что Чита , а не город-миллионник Новосибирск , или любой другой город Сибири , станет точкой координации « Чайного пути» — крупнейшего из существующих сегодня сухопутных туристских маршрутов , заставляет испытывать чувство гордости и одновременно тревоги . Трансграничный проект , вполне возможно , повлечёт за собой развитие въездного туризма в регионе если будет проведена чёткая координация из столицы Забайкалья.

Читайте также:
Красный чай: польза и вред каркаде при регулярном употреблении

Карта « Чайного пути »

Неоспорим тот факт , что родина чая — это Китай . Исследователь , ветеран туризма Забайкалья Альбина Ходаковская в своих публикациях о « Чайном пути » пишет , что первое упоминание о растении встречается в Китае в I веке нашей эры , во время правления династии Хань . Тогда же появился и иероглиф « ча» . Однако есть сведения , что китайцы знали чай уже в III веке до нашей эры . О том , как люди обнаружили чайный куст , в Китае сложена романтическая легенда — в 2737 году до нашей эры в чашку божественного земледельца Шэнь Нуна случайно попали листья чайного растения . Попробовав отвар , он , якобы , был потрясён его вкусом и тонизирующим эффектом , и стал пить ежедневно.

« Европа узнала чай лишь в начале 16-го века . В 1517 году португальские мореплаватели привезли его в дар своему королю , а по-настоящему Старый свет « распробовал » чай почти 100 лет спустя , когда голландские суда доставили в Европу первые партии « китайской травы» . Чай в Европу попадал с запада — морским путём , и с востока — через Россию», — пишет автор.

Чай был для России дорогим удовольствием , по данным Ходаковской он стоил примерно в 10 раз дороже , чем в Европе , поскольку доставлялся в Россию торговыми караванами , и путь от Пекина до Москвы занимал более года . Наиболее значимым в хозяйственно-административном , торговом и дипломатическом отношении для России стал Нерчинский острог . Первое посольство , которое проследовало в Пекин через Забайкалье , в 1670 году возглавил нерчинский казачий десятник Игнатий Милованов . Он « с товарищами » ехал в столицу Китая через Маньчжурию , проложив тем самым новый маршрут для русских посольств . Путь пролегал от Нерчинска до Аргуни в районе Цурухайтуя до рек Ган и Хайлар , затем через Большой Хинган и по долине реки Ял.

В соответствии с Нерчинским договором граница между обоими государствами устанавливалась по реке Аргуни на всём её протяжении , далее по реке Горбице , а от её верховьев — по Каменным горам — Становому хребту , далее по Амуру . Превращение Забайкалья в своеобразный центр пересечения дипломатических и торговых связей позволило краю заявить о себе как о перспективном в экономическом и политическом отношении . В связи с установлением кратчайшего пути Нерчинск становится крупным торговым и дипломатическим центром и получает в 1689 году статус города — центра Нерчинского округа . Кроме того , начиная с 1704 года , серебро и золото из руд , добываемых на Нерчинских заводах и используемых для производства российских монет , доставлялось на Монетный двор в Москву , затем в Петербург.

Нерчинск становится центром учреждённого Нерчинского уезда в 1690 году . Закрепляясь в Забайкалье , русское население стало устанавливать довольно тесные торговые связи с Китаем и Монголией . Китайские торговцы сами не приезжали в Россию , но через эвенков и монголов доставляли свои товары в русские остроги . Служилые люди покупали их оптом , а затем сбывали в Даурии или отправляли через Сибирь в Москву и другие города . Даурские служилые люди , а также приказчики московских купцов , постоянно проживающие в Иркутске и острогах Даурии , были посредниками в русско-китайской торговле , возникшей по инициативе самого местного населения.

Уже в последней четверти 17-го века Нерчинск приобретает значение крупного центра русско-китайской торговли . Из Китая через Нерчинск везли чай , ткани , ревень , скот , а из Нерчинска в Китай отправляли в большом количестве пушнину , главным образом соболя , лисицу , горностая , песца , колонка , сурка , мерлушку . В округе с 1856 года были учреждены ярмарки , существовала и постоянная торговля , например , в Чите работало 10 магазинов и лавок , в Нерчинске — девять . В Пекине работала русская торговая фактория , где велись большие торги.

Сибирский тракт и подъём Читы

Московско-Сибирский тракт (колёсно-гужевая дорога из европейской части России через Сибирь к границам Китая . Заканчивался ветками на Нерчинск и Кяхту – авт . ) был проложен к 1735 году . По территории Забайкалья он проходит через Улан-Удэ , Читу с выходом на Шилку , Нерчинск и далее . До строительства Транссибирской железнодорожной магистрали Московско-Сибирский тракт являлся главной транспортной артерией между Европейской и Сибирской частью России , а 11 июля 1851 года по императорскому указу образуется пограничная Забайкальская область . Она занимала обширную территорию — современной Бурятии , Забайкальского края и части Амурской области . Чита получает статус города.

Читайте также:
Анчан синий чай, полезные свойства, противопоказания

Благодаря строительству Китайско-Восточной железной дороги основные потоки товаров из Китая стали проходить через станцию Маньчжурия . В Северный Китай потянулась масса русских купцов и промышленников , которых привлекали поощрительные железнодорожные тарифы . Маньчжурия стала снабжать Забайкалье , Дальний Восток и Восточную Сибирь своим хлебом , вытесняя с этих рынков западно-сибирскую пшеницу . Из Северного Китая через станцию Маньчжурия поступали зерно , продукты питания , чай , шелковые ткани , фарфоровые изделия , сахар-леденец , корень женьшеня и разные товары . Но главным и дальним транзитным товаром был чай — он был дорогим и приносил высокий доход . В обратных товаропотоках из Забайкалья в Северный Китай доставлялись полуфабрикаты из Европы , преобладали хлеб , соль , железо , лесоматериалы , мануфактура , спирт и прочее.

Всему свету опыт рассказать

После перестройки в России вместе с традиционной торговой формой внешнеэкономической деятельности появились других виды экономического взаимодействия с зарубежными странами , например , миграция иностранной рабочей силы , привлечение иностранного капитала , создание свободных экономических зон . Но самое главное , получил развитие и въездной и выездной туризм , с экскурсиями и рассказами из истории . Значение туризма сложно переоценить в современных экономических условиях . Правильное продвижение тур продукта и их демонстрация привлекает иностранцев в субъекты , что сказывается на экономике и инфраструктуре в целом.

Разработкой и утверждением проекта « Великий чайный путь » занимаются ещё с конца прошлого века . В этом году заинтересованные участники провели первое заседание в Красноярске с участниками субъектов Сибирского федерального округа , второе — в Иркутске 27 марта с представителями из провинций Китая . Пять регионов трёх стран подписали протокол о создании трансграничного маршрута « Великий чайный путь» . Пока проект запускается на территории России с организованным пресс-туром в августе для представителей зарубежных СМИ при поддержке Ростуризма . Следующим этапом может стать организация регулярного маршрута по железнодорожной дороге в беспересадочных прицепных вагонах по маршруту от приграничного Забайкальска по России через Читу , Улан-Удэ , Иркутск и дальше по тропам « Чайного пути».

Представители Забайкальского края на заседаниях совета предложили рассмотреть свой опыт организации подобных маршрутов . В 2012 году туристическое бюро путешествий « Спутник » организовывало маршрут « Степная звезда» , в 2014 году туроператор « Надежда » организовывал подобные поездки в Китай и обратно.

Эти компании смогут поделится опытом . Турфирма « Надежда» , по словам директора компании Альбины Колток , делала проект международного уровня « Посланники юности , мира и дружбы» , в рамках которого два года подряд по 100 человек отправлялись из Читы в столицу Внутренней Монголии — город Хух-Хото.

« В основном это были творческие юноши и девушки . До Забайкальска они ехали поездом , дальше самолётом . Потом у нас был проект по Забайкалью – « Моя малая родина Забайкалье» . Рассказывали детям о малой Родине , с экскурсией . Выезжали в Нерчинск , показывали Бутинский дворец , рассказывали , как были подписаны торговые договоры на территории города», — рассказывает Альбина Колток.

Есть у компании и международных проект , посвящённый 70-летию окончания Второй мировой войны , « Чита-Хайлар — города-побратимы» . В рамках этого проекта уже 86 человек слетали в Хайлар , а на конец августа этого года запланирован ещё один тур.

« В проекте есть экскурсии на тему Второй мировой войны , с акцентом на рассказы о восточном направлении . История западного направления известна более-менее , а о боях на восточной стороне страны мало что рассказывают», — уточняет директор по туризму компании.

Пока ещё неизвестно , какая из компаний будет курировать проект – региональные операторы или « РЖД Тур » (специализированная туристическая компания холдинга « РЖД » в области туризма и организации туристических перевозок, — авт . ) , которая уже имеет опыт организации аналогичных маршрутов по всей территории России . Заместитель генерального директора « РЖД Тур » Александр Львов , который также приглашен к участию в конференции 4 июня , отмечает , что компания готова представить свои предложения по организации взаимодействия всех заинтересованных сторон – как в организационном плане , так в части возможного субсидирования проекта.

Сегодня « РЖД Тур » выступает оператором разнообразных железнодорожных туристических проектов – как коротких туров « выходного дня » в эконом-сегменте , так и многодневных круизных путешествий в вагонах класса « Люкс» . Например , туристический поезд « Императорская Россия» , ежегодно назначаемый в сообщении Москва – Пекин – Москва , в этом году будет курсировать в период с 23 августа по 14 сентября .

« Состав традиционно поедет из Москвы с ночными железнодорожными переездами и дневными остановками в Казани , Екатеринбурге , Новосибирске , Иркутске и Улан-Удэ , Улан-Баторе до границы с Китаем . Дальше пассажиры пересаживаются на китайский состав и едут в Пекин . Отличается такой маршрут от « Чайного пути » тем , что рассчитан на вип-класс – он достаточно дорогой , предназначен в первую очередь для европейских и латиноамериканских туристов , хотя периодически среди путешественников слышна и русская речь . Тур рассчитан на две недели , в пути следования и в городах организовано полноценное трехразовое питание , вагоны оборудованы душевыми кабинами и всеми средствами для комфортабельного путешествия» , — рассказывает заместитель гендиректора .

Читайте также:
Чай крупнолистовой, его преимущества перед другими видами чая

Для российских граждан среднего класса компания предлагает менее продолжительные и затратные маршруты « выходного дня » с организацией перевозки в купейном сегменте . Для планируемого маршрута по « Чайному пути » с целью формирования приемлемой стоимости перевозки также предполагается задействовать обычные купейные , но современные вагоны.

Преимущество подобных туров , по словам собеседника , в том , что на всём пути следования турист едет в одном и том же вагоне: « Туристы в этом вагоне ночью едут , утром выходят в новый город на экскурсионную программу . Гостиница не нужна — и это существенная экономия . При этом личные вещи остаются в вагоне , и домашние тапочки вечером ждут туриста под той же полкой , где были оставлены утром».

Караван отправляется в 2016 году

Маршрут « Великого чайного пути » хотят сделать регулярным в 2016 году — с мая по ноябрь . Продолжение маршрута на зиму будет зависеть от поддержки государства.

Пока китайская сторона намерена продолжить работу по организации специального туристического поезда « Звезда Евразия » по маршруту Пекин — Маньчжурия — Чита — Улан-Удэ — Иркутск . Его запуск запланирован в августе этого года.

Среди других сроков в итоговом протоколе значится совместная разработка транспортных направлений . Например , доставка туристов самолётом из Хух-Хото до столицы Монголии — города Улан-Батора , потом на специальном туристическом поезде через Улан-Удэ до Иркутска и обратно тем же путём . Рассматривается также открытие регулярного рейса Улан-Удэ – Хух-Хото – Улан-Удэ.

Не исключено , что уже в этом году будет организован международный трансграничный автомобильный пробег Маньчжурия – Чита – Улан-Удэ – Иркутск – Улан-Батор – Ажихасатэ (китайско-монгольский пограничный пункт пропуска – авт . ) , и кольцевой туристический маршрут Маньчжурия – Забайкальск – Чойбалсан – Ажихасатэ с использованием безвизового режима.

Будет спрос , если бы не риски

По статистике , которую озвучивает представитель « РЖД Тур» , только в прошлом году более 400 тысяч китайских туристов приехали в Россию с целью отдыха . Из этого напрашивается вывод , что маршрут « Великий чайный путь » будет востребован.

« Большая часть туристов едет в Москву или Санкт-Петербург , но территории за Уралом тоже привлекательны , и красот там не меньше» , – считает собеседник агентства . Есть проблема с большими расстояниями , и именно запуск чартерного вагона позволит создать приемлемый тариф на железнодорожные перевозки . Сложности со стоимостью возникают , когда перевозки являются разовыми и нерегулярными , если же это встаёт на поток , то и работа , и ценообразование будут выстроены по-другому» . Техническая возможность для организации маршрута , по мнению Львова , имеется.

Какой бы ни был спрос , новое решение нужно продвигать , особенно это касается китайского рынка . Александр Львов отмечает , что китайская сторона консервативна в своих видениях , поэтому достаточно часто приходиться сталкиваться с ситуациями , когда к новым идеям относятся с недоверием . Поддержка проекта на государственном уровне становится гарантом его реализации.

Пока одна из гарантий для китайцев видится в том , что маршрут включён в план мероприятий по реализации стратегии развития туризма в России на период до 2020 года , подписанный председателем правительства Дмитрием Медведевым . После проведения совещания в Иркутске китайская сторона предложила довести до руководителей Монголии России и Китая идею о необходимости включения « Великого чайного пути » в перечень объектов нематериального культурного наследия ООН , в дальнейшем соединив « Чайный путь » с Евроазиатской железной дорогой в России . Тем самым заинтересованность иностранцев в проекте , которой не было раньше , всё-таки прослеживается.

Делегация из Китая на совете в Иркутске предложила взять на себя изготовление всех рекламных материалов о маршруте на трёх языках и попросила участников предоставить всю информацию.

Интерес в маршруте для россиян пока прослеживается слабо . Сложно назвать данные по количеству желающих отправиться из Читы , например , в Иркутск или Улан-Удэ на чартерном поезде . Однако по прогнозам , китайская сторона 4 июня может высказать идею в продлении маршрута по Китаю и тогда уже будет интересно нам.

Пока также непонятно , как именно будет организован маршрут . Туроператоры каждой территории 4 июня должны будут предоставить намётки своей программы , способной заинтересовать как минимум 200 туристов , сложить хорошее впечатление о регионе , побудить приехать вновь или оставить положительные отзывы . По итогам совета в Иркутске известно , что правительство Республики Бурятия предложило связать « Неделю туризма в Сибири » и празднование 350-летия Селенгинского острога в сентябре к планируемому пробному маршруту . Правительство Забайкалья аналогично предложило принять участие туристов в финале чемпионата России по шахматам с 5 по 18 августа.

Насыщенная событиями история трёх регионов сможет вписаться в маршрут и привлекать туристов , если ей правильно распорядиться . Заместитель директора Нерчинского музея Александр Литвинцев уточняет , что план августовского пресс-тура для иностранных СМИ на территории Нерчинска не включает посещение места , где был подписан Нерчинский договор – по сути самый интересный момент как для китайских , так и для японских туристов . Зато в плане мероприятий есть бал во дворце Бутина , костюмированное театрализованное представление , где семья купца встречает гостей и проводит экскурсию по дворцу . Здесь и ощущается напряжённая ситуация – от проработанности маршрутов как раз-таки и зависит спрос « Великого чайного пути» , нежели от федеральной поддержки и отчётов на бумаге.

Читайте также:
Чай с молоком и имбирем, как приготовить полезный напиток

Великий чайный путь

Вопреки расхожему мнению, этот напиток появился не при Петре I, а задолго до него. Впрочем, императору присваивают множество нововведений, которые на самом деле прижились гораздо раньше. Так произошло и с чаем. Есть версии, согласно которым первые партии чая были доставлены к столу Михаила Федоровича Романова в качестве дара от китайских послов. В 40-х годах того же века томскому послу Василию Старкову в качестве дани было предложено малоизвестное еще “китайское зелье”, которое “плательщики” позиционировали как отличное лекарственное средство. Томский воевода оценил диковинку по достоинству, и направил ее в Сибирский приказ, откуда она и попала в Москву, получив более широкое распространение. Но особой популярностью на тот момент пользовался только зеленый чай.

При Алексее Михайловиче послы снова доставили “зелье” в столицу. Придворный лекарь долго сомневался — стоит ли рисковать собственным положением (а то и жизнью) и давать повелителю на пробу напиток, сырье для которого не значилось ни в одном из травников-справочников того времени. Чай начал отвоевывать для себя позиции с 1665 года — считается, что именно тогда приболевшего царя отпаивали крепким настоем, и это способствовало его скорейшему выздоровлению.

Примерно с 1670-х годов начинается строительство укрепления под названием “Удинский острог” ( территория Бурятии, устье Уды при слиянии с Селенгой), и в этот же период через всю Россию тянется вереница караванов, везущих ценный груз в столицу. Стройка шла быстро, так как велась в достаточно обжитых местах, здесь же проходила и “ханская дорога” в Монголию и Китай. Это была только “проба пера”: активное, стабильное движение на пути установится только через 10 лет. Рос и острог: это было уже не простое оборонительное укрепление, а настоящая крепость, так как в 1678 году здесь были возведены массивные стены. Жаль, что это слабо спасало острог от монгольских племен, в опасной близости с которыми он находился. На стороне защитников регулярно выступали буряты, обитавшие в окрестностях с незапамятных времен и почитавшие эти места священными. Во времена Петра I Удинская крепость была значительно усилена приказом прибывшего туда Федора Головина. Друг императора, он посетил Забайкалье с целью заключить Нерчинский пограничный договор (1689 год) с Китаем.

Именно Нерчинск в дальнейшем стал центром торговли с Поднебесной. Из-за заключенного договора была перенесена граница между странами: благодаря этому появился город Троицкосавск, впоследствии переименованный в Кяхту. Почти 60 лет государство держало торговлю чаем в своих руках, но затем монополию отменили из-за крошечной прибыли. Нерентабельность для казны стала настоящим праздником для купцов, когда с 1762 года им стала доступна открытая торговля чайным листом. Неиссякаемый поток караванов потянулся из Китая через Россию, доставляя коробки с будущим напитком в Западную Европу и страны Ближнего Востока.

Несмотря на название “Чайный путь”, которое предполагает одну дорогу, ее география была довольно обширной. Множеством разветвлений, из которых она и состояла, были волоки и сухопутные дороги, водные пути, ведущие во многие губернии. Более 120 ярмарок, работающих на пути, регулярно торговали привозной диковинкой, и почти 10 тысяч километров Пути связывали между собой Иркутск и Верхнеудинск, Селенгинск и Троицкосавск, Ургу и Калган, и многие другие. Протяженность сухопутного пути из Москвы до Пекина составляла по одним данным 8332 версты, по другим — 8839 вёрст, без учета ответвления “Иркутск-Аляска”.

Чайный путь стартовал в Калгане, где собирался “товар” с китайских чайных фабрик и готовился для отправки в Россию. Перед воротами в Великой Китайской стене, в предместье, находились представительства самых крупных чайных фирм России. Именно здесь и формировались будущие караваны. Упаковка была самой тщательной: ценный груз заворачивали в несколько слоев бумаги, затем раскладывали по бамбуковым ящикам и обертывали в прочные бычьи шкуры, чтобы ни погодные условия, ни сами люди не смогли ему никоим образом навредить. Удивительно, но считалось, что чай, доставленный по суше, будет гораздо вкуснее и ароматнее того, что транспортировали водным путем. Поэтому сухопутные караваны, добиравшиеся до пункта назначения около двух лет (!), всегда находили своего покупателя. От Калгана — до Урги, через Гоби, оттуда — до Троицкосавска. Разбитый на два отрезка Чайный путь люди преодолевали на верблюдах, лошадях, быках и мулах, от Китая до Сибири, от Сибири — до европейской части России, и там караваны останавливались, часто не достигая Москвы. Чай расходился по базарам Новгорода, Тобольска, Перми и других городов. В самом же Китае чай транспортировали чаще всего по рекам, а через Монголию перевозили, навьючив на верблюдов. Торговцы во все времена отличались сообразительностью: китайцы, помимо чая, притарачивали к караванам тюки с шелком, а в обратный путь (чтобы караваны не шли порожними) русские купцы набивали их ценными мехами, которые быстро раскупали в Поднебесной.

Читайте также:
Чайник для заварки чая и чайной церемонии

Казалось бы — не настолько важен чай, чтобы расписывать целую статью о том, как его доставляли в Россию. Ан нет — это только на первый взгляд. На самом деле Чайный путь сыграл значительную роль в истории страны. Освоение новых территорий, прокладывание маршрутов, налаживание связей с народами, населяющими огромную страну и ее окрестности, — это только часть заслуг караванщиков. Объем торговли на Чайном пути вполне можно было сравнить с Великим шелковым путем, и почти два века именно в этом направлении тратились огромные средства из казны: строились города и дороги, церкви, закладывались все новые и новые культурные центры.

Спад торговли начался только после того, как появился и был “опробован” Суэцкий канал, но дороги не были заброшены. Пеший путь сменился автомобильным и железнодорожным. Сейчас это направление, некогда бывшее знаменитым, превратилось в туристический маршрут: начиная с китайской Шаньси, любители путешествий отправляются в Россию через Монголию, практически полностью повторяя путь караванщиков. «Великий чайный путь» действовал 260 лет и сыграл огромную роль в сближении соседних народов, в развитии экономики и культуры, родственных, дружеских и семейных связей. По объемам торгового оборота он был вторым после «Великого шелкового пути», но по протяженности и влиянию на жизнь народов и стран, участвовавших в чайной торговле, вполне с ним сравним.

И сейчас на всем протяжении «Великого чайного пути» находится множество объектов, связанных с разными эпохами, народами и культурами. Многие из них привлекают большое внимание путешественников.

Сегодня «Великий чайный путь» – это самый длинный сухопутный туристский маршрут, позволяющий пересечь Евразию от Балтийского моря до Желтого. Проезжая по нему вы побываете в Санкт-Петербурге, Москве, городах Золотого кольца, Сибири, на Байкале, в степях Монголии, Улан-Баторе, пустыне Гоби, Пекине и на чайных плантациях Южного Китая. «Великий чайный путь» становится популярным туристским брэндом и привлекает все большее количество путешественников. Это один из тех маршрутов, на котором стоит побывать хотя бы один раз в жизни.
Источник

Великий чайный путь

Мария Кобзева 10 сентября 2018

Фото: Яна Барабанова

Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Мы публикуем там свежие новости и лучшие фотографии.

Любопытно, как китайский чай стал национальным русским напитком? Оказывается, его привезли не китайцы или англичане, а русские купцы. И произошло это благодаря так называемому Великому чайному пути, который открыл одну из самых ярких страниц в истории отношений России и Китая.

Чайными дорогами

По маршрутам протяжённостью 13 тыс. км купцы везли чай из города Ханькоу на реке Янцзы (сегодня Ухань), проходили через Кяхту, шли по Сибири до Урала, а затем в Москву, Петербург и оттуда в Европу. Второй важный путь шёл через Иркутск по реке Лене на Аляску.

Было это, по историческим меркам, совсем недавно. Только в XVIII веке сложилась чайная торговля, а в XIX веке она достигла своего расцвета: тогда этот продукт занимал до 88% от всех товаров, ввозимых из азиатской страны, и около 60% от объёма всей азиатской торговли России.

Поэтому и традиционное русское чаепитие появилось, как ни странно, только в XVIII веке. Именно тогда китайский чай стал любимым угощением состоятельных людей столичных городов, а потом и национальным напитком во всей России, включая Сибирь. В тот же период чай сделался неотъемлемой частью культуры кочевых народов Евразии.

Фото: Яна Барабанова

Русская смекалка

В 1862 году русские купцы добились права открыть собственное производство чая в Китае и сумели организовать его таким образом, что в итоге вытеснили с рынка преуспевающих англичан.

В чём же было преимущество русского делового подхода?

Во-первых, купцы занялись самостоятельным производством, что в итоге снизило себестоимость продукции. Для этого они построили три фабрики, расположившиеся в Ханькоу (важном центре чайной торговли), наняли китайских рабочих, а обработку чая наладили прямо на месте его сбора. Затем, стремясь повысить эффективность производства, в 1874 году именно они первыми стали использовать для изготовления чая паровые машины и водяные прессы, что в итоге способствовало развитию промышленности и обогащению портов близлежащих городов.

Английские купцы, наоборот, предпочитали оставаться посредниками и поэтому завышали цену во много раз. Для сравнения: в России пуд чая, привезённый русскими купцами (по ценам конца XVIII века), стоил 11 рулей, а привезённый из Европы — почти в 5 раз дороже. В результате англичане потерпели фиаско и были вынуждены уйти из Ханькоу, который в то время был источником 60% мировой торговли чаем. Свои предприятия они переместили в Индию и на Цейлон. Правда, по вкусовым качествам индийский чай во много раз уступал китайским сортам.

Читайте также:
Чай с коньяком: полезные свойства, рецепты и противопоказания

Что чайная торговля давала России и Китаю?

Российско-китайская торговля чаем развивалась настолько успешно, что, несмотря на опиумные войны и нестабильную ситуацию в азиатской империи, Россия запретила своим подданным участвовать в контрабанде опиума в Китай. Этот достойный шаг только усилил динамику двусторонней торговли, которая в тот период была одной из самых значимых и прибыльных для нашей страны.

Кроме того, торговля способствовала развитию приграничных сибирских городов. Именно за счёт неё поначалу неприметное русское поселение Кяхта за несколько десятилетий превратилось в такой крупный город, что в Европе и России его стали называть «Венецией пустыни».

С 1905 года в течение 10 лет чай доставлялся уже по вновь отстроенной Транссибирской магистрали, пока революция не положила конец успеху русского предпринимательства. Так чайный путь постепенно ушёл в забытье, унеся с собой процветание многих приграничных поселений.

Фото: Яна Барабанова

Путешествие по Великому чайному пути сегодня

Сегодня в России по-прежнему любят пить китайский чай, и снова актуальным в отношениях с Китаем стало общее историческое наследие. КНР приглашает соседей возобновить экономические связи вдоль маршрутов легендарного Шёлкового пути. Вторя таким инициативам, главы приграничных государств — России, Монголии и Китая — вспомнили и о знаменитом чайном пути.

Будем надеяться, что, как и столетия назад, такое сотрудничество поспособствует торговому процветанию приграничных городов и взаимному культурному обогащению, согретому уникальными чайными традициями каждой страны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Чайная Кяхта. Как Суэцкий канал оставил на мели город русских миллионеров

Кяхта — небольшой российский город на границе с Монголией, о котором несправедливо мало вспоминают в наши дни. Сейчас там проживает чуть более 20 тысяч человек, а в XVIII-XIX веках Кяхта была центром, соединяющим две цивилизации. Здесь, между Россией и Китаем, пролегал Великий путь — но не шелковый, а чайный.

Великий чайный путь

В России любили черный, байховый чай — густой и крепкий. Чай считался одним из символом страны, особенно в столице. Русские могли выпить до 30 чашек чая за раз! В прямом смысле, «до одурения». В Москве самовар подавали буквально везде: ни одно массовое гуляние, да что там, даже обычные домашние посиделки не обходились без чаепития.

Напиток воспел и национальный фольклор: «Чаем на Руси никто не подавился», «С чая лиха не бывает». А вот некрепкий чай не уважали: «Сквозь такой Москву видать», «В жидком чае всю родню видно». Этот продукт даже задавал цену остальным товарам на ярмарках — «Чай на все цену ставит». В общем, настоящее черное золото своего времени.

Немудрено, что самым ходовым товаром в Российской империи был именно чай. Сами китайцы предпочитали зеленый, а черный отправляли на экспорт: байховый, из молодых листочков — в Россию, плиточный — в Монголию, где в него добавляли молоко, сало, соль и специи. Весь чай, доставленный из Поднебесной, называли «кяхтинским». А для европейцев это был «русский чай» — ведь китайский продукт переправлялся в Европу через Россию.

Город миллионеров

Только чайный импорт мог бы обогатить Кяхту, но недаром ведь говорилось — «Не чаем единым сыт человек». В лучшие времена через город проходило до 67% товарооборота России со странами Азии. Помимо чая ввозились шелка, хлопок, фарфор. В Китай из Российской империи шла пушнина (своего меха у китайцев практически не было), выделанная кожа, хлопчатобумажные и шерстяные ткани. В 1857 году немецкий экономист Карл Маркс посвятил русско-китайской торговле целую статью, главным «героем» в которой выступила как раз Кяхта.

«Торговлей этой, которая происходит на своего рода ежегодной ярмарке, руководят двенадцать посредников, из которых шестеро являются русскими и шестеро китайцами; они встречаются в Кяхте и, — так как торговля исключительно меновая, — устанавливают нормы, по которым должны обмениваться товары, поставляемые каждой стороной. Десять или двенадцать лет назад количество чая, проданного русским в Кяхте, не превышало в среднем сорока тысяч ящиков; однако в 1852 г. оно уже составляло сто семьдесят пять тысяч ящиков…», — писал Маркс в статье, опубликованной на первой полосе американского журнала New York Daily Tribune.

Уровень жизни хранителей «ворот в Азию» был соответствующим значению города для всей страны. По-своему точно описал Кяхту конца XIX века редактор «Восточного обозрения», народоволец-революционер Иван Попов: туда его отправили в ссылку в 1885 году, уже на закате кяхтинского торгового пути.

«…Были только дома миллионеров или тех, кто служил им. Не было нищих, да и не могло их быть, потому что они внесли бы в жизнь богачей огромный диссонанс».

Попов, кстати, женился на дочери кяхтинского миллионера Алексея Лушникова. И это не случайность: бедной невесты в Кяхте было не найти. Миллионеров — больше, чем в любом другом городе Российской империи. Столько богачей на душу населения не находилось ни в Санкт-Петербурге, ни в Москве. Декабрист Николай Бестужев (представитель древнейшего дворянского рода) называл Кяхту «Забалуй-городок».

«Звуки бальной музыки раздавались почти всякий вечер, а звуки оттыкающихся шампанских пробок раздавались чуть ли не с зарей и до другой…».

Баловались в Кяхте и контрабандой, не ограничиваясь легальной торговлей. Денег хватало не только на развлечения, но и на шикарный быт. Самый скромный кяхтинский купец содержал 10 слуг и 15 лошадей. Для сравнения, самый богатый человек Сибири середины XIX века Яков Немчинов держал около 75 слуг и 100 лошадей.

Читайте также:
Чай с коньяком: полезные свойства, рецепты и противопоказания

Далекая Кяхта жила самоуправлением, а налогов собирала в 150 раз больше, чем в среднем по стране. С каждого ящика чая купцы отчисляли по 40-60 копеек на поддержку города, ежегодная сумма сборов достигала 110 тысяч рублей. Это позволило поселению развиваться, а четверть городского бюджета тратить на образование.

Томские купцы отзывались о кяхтинцах почтительно: «про Кяхту и говорить не приходится, там купцы-англичане…». Жители Кяхты одевались по европейской моде, а правильной речью и общительностью не отличались от среднего российского интеллигента. Исключительное переплетение множества культур и даже религий описывал Попов.

«…Великолепный собор, комфортабельно обставленные апартаменты, картины, гобелены, прекрасные библиотеки, платье от Ворта из Парижа, из окон льется пение, рояль, скрипки, — Моцарт, Бетховен, Чайковский. Культура европейца, быт кочевника-номада, тысячелетняя застывшая цивилизация Серединного царства, шаманизм, даосизм, ламаизм, магоментанство, христианство, иудейство. Все религии мира слились здесь, уживаются также мирно, как на сопке Тункинских Альп мирно живут православные и буддийская часовни, обо даоситов, и пирамида камней шаманистов».

Конец кяхтинского богатства

За рассветом, даже экономическим, все равно приходит закат. Ровно 151 год назад, 17 ноября 1869 года, в Египте был открыт Суэцкий канал, граничащий между двумя материками — Африкой и Евразией. Он позволил судам проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки. И торговля в Кяхте начала угасать.

Большую часть товаров, в том числе и китайских, европейцы стали возить через Суэцкий канал, а китайский чай доставляли уже через Одессу, а не Кяхту. Так было дешевле. Первое время кяхтинцы еще держали торговый бизнес на плаву, но контрольным ударом стало начало движения по Китайско-Восточной железной дороге в 1903 году. Мещанство Кяхты обеднело, пришлось идти работать на железную дорогу, а богачи продавали имущество на аукционах.

Несмотря на экономическое падение Кяхты, русские продолжали быть «чайной» нацией. При Александре III, к концу XIX века, в Россию отправлялось 27% всего китайского чая, в США — около 14%. Рекорд Российской империи побила Англия — туда экспортировалось 57,7% чая.

Нелегкий XX век и те колоссальные изменения, что он принес всему миру, а в особенности — России, далекая Кяхта тоже переживала неспокойно: туда пришла и Первая мировая война, и две революции, и гражданская война. Судьбоносным город стал для соседней Монголии. В 1920-х годах Кяхта была ключевым местом революционной деятельности монгольского лидера Сухэ-Батора, за что впоследствии награждена одноименным орденом. Так Кяхта стала единственным городом в мире, удостоенным высшей награды другого государства.

Новая история Кяхты

А чем еще отличились жители Кяхты в отечественной истории? Не только предпринимательским талантом, но и отвагой. В 1941 году кяхтинцы рвались на фронт защищать родину. 22 июня на СССР напала нацистская Германия, а спустя три дня в городской газете вышла статья:

«За два дня после сообщения о нападении на нашу страну наглых германских фашистов, в райвоенкомат поступило больше 80 заявлений патриотов Родины, мужчин, женщин, девушек и юношей нашего района».

Кяхтинцы были фронтовиками, стахановцами, тимуровцами, пионерами, октябрятами. В общем, образцово советскими людьми.

С распадом СССР экономические успехи предсказуемо сократились: при Советах там работала Кяхтинская трикотажная фабрика, концентрировалась приграничная торговля, находились логистические предприятия. В 2010-х последние обрели надежду на новую жизнь.

В 2016 году было решено создать крупный таможенный логистический терминал, привлекая китайских инвесторов. Тогда же Россия, Монголия и Китай подписали соглашение о международных автомобильных перевозках по сети азиатских автомобильных дорог, так что у проекта серьезный экономический фундамент.

Надписи и рекламные вывески в Кяхте продублированы на монгольском языке. Монголы здесь частные гости — приезжают закупиться продуктами и заправиться бензином, который гораздо дешевле в России, чем в соседнем государстве. Кое-где видны новые резные деревянные наличники и ставни на окнах — эти детали в России почти утрачены, а в Кяхте еще остались.

Бурятский город сохранил остатки былого величия в виде памятников архитектуры. Большинство из них требует реконструкции: «заброшками» стал большой Гостиный двор середины XIX века, таможня того же времени, дом купца Лушникова, где останавливался знаменитый путешественник Николай Пржевальский. Статус архитектурных памятников не спасает здания от совсем «непамятного» отношения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: